Есть упоминания и такого характера: "Но Иудеи сказали: ослабела сила у носильщиков, а мусору много; мы не в состоянии строить стену". На большой эпохе - другой смысл. Много мусора - много порочного народа. Носильщики или чистильщики не в состоянии будут справиться с дефектным населением. Никакие призывы, никакая агитация и пропаганда не в силах будет справиться с мещанским, ущербным сознанием, и потому люди, задействованные в работе по воспитанию и просвещению, падут духом. Выносить мусор - дело тяжкое. Их руки ослабеют, порыв со временем уменьшится в силе. И потому разделение - неминуемо. Приготовьтесь к взвешиванию.
Далее Неемия продолжает: "А неприятели наши говорили: не узнают и не увидят, как вдруг мы войдем в середину их, и перебьем их, и остановим дело. Когда приходили Иудеи, жившие подле них, и говорили нам раз десять, со всех мест, что они нападут на нас. Тогда в низменных местах у города, за стеною, на местах сухих поставил я народ по-племенно с мечами их, с копьями их и луками их. И осмотрел я, и встал и сказал знатнейшим и начальствующим, и прочему народу: не бойтесь их; помните Господа великого и страшного, и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои".
Однако, нападению не суждено было случиться. Иерусалим узнал о замыслах неприятеля, привел себя в боевую готовность и вооружился, выставил стражу и дозор. Гра-ницы и подступы стали охраняться; особо - низменные и сухие места, как наиболее опасные. Со стороны воды нападение исключалось и потому стража не выставлялась. Неемия говорит по этому случаю, что Бог разрушил планы неприятеля и "все мы возвратились к стене, каждый на свою работу".
"С того дня половина молодых людей у меня занималась работою, а другая половина их держала копья, щиты и луки, и латы; и начальствующие находились позади всего дома И удина. Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье. Каждый из строивших препоясан был мечом по чреслам своим, и так они строили. Возле меня находился трубач". Трубач Неемии понадобился для того, чтобы при необходимости протрубить тревогу, ибо стена была велика, народ рассеян и отдален друг от друга. При звуке трубы всем требовалось бежать на помощь и собираться в одном месте. Таким образом, через призывной звук трубы Неемия имел связь с народом, который, видимо, очень чутко реагировал на тревогу. В наши дни дело упрощается. Радио и телевидение хорошо справляются с таким поручением. А кому положено чутко реагировать и держать ухо востро - тот свои обязанности тоже знает.
"Так производили мы работу; и половина держала копья от восхода зари до появления звезд . И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождавшие меня, не снимали с себя одеяния своего; у каждого были под рукою меч и вода". Да, в наше время лишь половине молодых людей попадет жребий служить в армии, другой, оставшейся части, предстоит заняться мирным созидательным трудом. Неемия поясняет ситуацию: "Но город был пространен и велик, а народа в нем было немного, и домы не были построены". И потому сам он тоже работал, "не снимая с себя одеяния своего, и имел всегда под рукою копье с мечом". Ситуация схожа с нашими днями. Тучи собираются то там, то здесь. Бывшие жители древнего Иерусалима разбросаны по всей России, частью даже в окружных республиках и других странах. Город получается большой, а народу мало. Настоящего, конечно, ибо много мусора. И потому надо быть наготове, не снимать оружия с чресел своих, не расслабляться. При звуке трубы собираться надо мигом. Как тогда, у Белого дома, во время Августовского путча. Композитор Растропович показал великолепный пример, как надо реагировать на звук трубы. Живя в Англии, это все-таки не близко, прослышав призывной звук,не заезжая даже домой сообщить жене - билет в зубы и на самолет. К Белому дому успел в самый раз. Видно хорошо усвоил школу в древнем городе; работать и жить не снимая обмундирования с плеч своих.