Еще одна тема затронута Неемией при описании жизни в Иерусалиме. Тема голода, весьма злободневная и для нашего времени. Нынешний акт ограбления одного человека другим имел свое проявление и в древнем спектакле. Почти все так и ничего не изменилось, разве что время раззадорило алчность, увеличило ее аппетит вместе с жертвами на Гайском поле. Бедные восстают на богатых, притесненные и стесненные - на своих притеснителей. Все едино под Луной.
"И сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев. Были такие, которые говорили: нас, сыновей наших и дочерей наших много; и мы желали бы доставать хлеб, и кормиться и жить. Были и такие, которые говорили: поля свои, и виноградники свои, и домы свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода. Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших". Другие стонали от рабства, ибо пришлось отдавать в порабощение своих взрослых дочерей и сыновей. "И нет никаких средств, - говорили они, - для выкупа в руках наших; и поля наши, и виноградники наши у других".
"Когда я услышал ропот их и такие слова, - пишет автор, - я очень рассердился. Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим, и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание. И сказал им: мы выкупали братьев своих Иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих, и они продаются нам. Они молчали, и не находили ответа . И я также, братья мои и служащие при мне давали им в заем и серебро и хлеб: оставим им долг сей. Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина и масла, за который вы ссудили их". Собрание без противодействий согласилось. Народу было возвращено отнятое у него имущество, дома, сады, виноградники, земля.
"И вытряхнул я одежду мою и сказал: - продолжает Неемия, - так пусть вытряхнет Бог всякого человека, который не сдержит слова сего, из дома его и из имения его, и так да будет у него вытрясено и пусто. И сказало собрание: аминь. И прославили Бога; и народ выполнилслово сие . А прежние областеначальники, которые были до меня, отягощали народ, и брали с них хлеб и вино, кроме сорока сиклей серебра; даже и слуги их господствовали над народом. Я же не делал так, по страху Божию. При том работы на стене сей я поддерживал; и полей мы не закупали; и все слуги мои собирались туда на работу". Неемия делает красноречивый жест, вытряхивает евою одежду, давая понять, что это обязан сделать каждый. Стыдит и обличает знатнейших и начальствующих за поборы населения, ибо каждый пользовался дополнительными услугами, давал в долг под рост или процент, брал лишку продуктами питания и т. д. Про себя же Неемия говорит, что он и братья его "не ели хлеба областеначаль-нического", что означает - не пользовались никакими привилегиями, не злоупотребляли властью, не обременяли народ поборами.
По прочтении этого текста стоит призадуматься еще серьезнее. Спектакль проводился во времена рабовладельческого строя, и, тем не менее, это схема для наших дней. Очень уж все подобно. Почти один к одному. Ездра строг и красноречив. Он вытряхивает карманы , все, что у него есть, отдается обществу. Мотайте на ус, ибо кто то же самое не сделает сейчас, потом сделать это уже не представится возможности. Будет поздно. Схитрить и обмануть нельзя. Ворота в Иерусалим будущего охраняются 12-тью Ангелами на тонком плане. Лев не проскочит, барс не проберется, медведю также не осилить сей стражи. Внеси свой вклад, вытряхни карманы и твоя совесть будет чиста. Хотите быть достойны лучшей участи, так поступайте по чести и долгу. Поддержите новое начинание не только своим участием- и делами, но и материально, по мере сил и возможностей. В свое время Владимир Ильич напоминал членам Коммунистической партии, что они должны ее поддерживать еще и материально. Этот вопрос вскорости будет стоять на повестке дня так же серьезно, даже более, чем когда бы то ни было.