Обидно за истину и за сказку. Ну, нельзя же так. Разве можно из двух несвязанных историй делать суррогат. В первом случае закладывалось и шифровалось одно, в другом — другое. Аналитик с ключом в голове хорошо чувствует подвох, но остальные-то люди не разбираются в этом, а мальчуган-школьник всерьез будет думать, что конь по разуму у Ивана-царевича в подметки не годится коню, несущему службу при дворе бабы-яги. Нельзя так легкомысленно относиться к наследию народного творчества, оно бесценно. Не надо думать, будто вы его облагородили. Вы можете только лишь испортить, подходя с таким аршином недоразвитого интеллекта. Там, где вы прибавляете, отнимаете, соединяете или разъединяете, — видно. Сказки писались пером жар-птицы, куриные и гусиные для такой цели не годятся. В редких случаях шлифовка и полировка годится, но только в тех случаях, когда задело берется тот же самый автор, сочинитель самого первого варианта. Он-то уж испортить не может, смысл первой заготовки знает лучше, чем кто-нибудь другой. Все знаменитые сказки вначале писались на небесах, потом только переправлялись сюда, в нашу земную обитель. Не надо куролесить и пробовать там, где некомпетентен.
Задолго до написания этой главы я проводила лекции порасшифровке сказок, и мне часто задавали вопрос: «Как расшифровать и понимать текст, написанный на каменной плите у развилки дорог: «Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть».
Три брата-царевича, один следом за другим, отправляются за молодильными яблоками и живой водой. Награда за такой труд великая — сразу полцарства. Объявлено на весь мир. Воля царя — закон. Царские сыновья, чтобы не делиться с другими наследием, рискнули попытать счастье сами. Жалко ведь какому-то иноверцу свою родную, кровную землю отдавать. К тому же и охотников до таких подвигов— не нашлось. Под царскими сыновьями шифруются не личности, а целые коллективы весьма талантливых людей. Все дело в том, что каждый талантлив по-своему, относительно чего-то. Ума—палата. Предприимчивые, смекалистые ребята. Один другому не уступит. Отрасль— что надо, гвардия — хоть куда. Да и в трусости обвинить нельзя — вызвались идти в первых. Ответственности не лишены. Старший даже пример подал. В поход отправился первым.
Но на то она и сказка, чтобы — с подтекстом, хитринкой. Ум-то сам по себе — вещь ценная, ничего не скажешь, но задание не простое. Для достижения цели требовалось сдать экзамен по самой трудной дисциплине— кодексу чести. Камень на распутье дорог — первая проба. Старший и средний брат тут же спотыкаются. Забывают о цели, верх берет собственное благополучие. Выбирают путь — к женитьбе. И проигрывают. За право быть женатым — отдают все. Забыли, что им надлежит вернуться, принести то, что давно ждут в их государстве.
В мудрых сказках под женитьбой подразумевается вовсе не свадьба, а виза на эпоху Бессмертия. Молодая семья есть смена старого на новое, зарождение иной жизни с другим, более совершенным укладом общественных отношений. Получение такой визы— бессмертие. Все братья об этом знали. И потому старший и средний тут же потеряли головы от близости желаемого. Поспешили к осуществлению своей мечты. Пристегнули коней. Что им оставленный родительский дом, отец, мать, да и весь остальной народ, ждущий того же самого. По кодексу чести надлежало в первую очередь подумать не о себе, а об оставленном народе,которому тоже очень нужны и эти яблоки, и живая вода. Добыть молодильные яблоки и живую воду — означает получить ключи, рецепт к бессмертию; фактически тоже самое, что и получить визу в эту эпоху — с той лишь разницей, что в первом случае — ключи и рецепт отдаются всем жаждущим и страждущим, в другом — для одного себя. Под царем шифруется народ всего государства. Вот почему идут яблоки — продукт россыпью, удобно делить на всех. Воду также можно пить глотками. Самая малая доля сохраняет свое качество, назначение.