НЭП на большой эпохе по-своему отображается в спектакле по пустыне. С неясным намеком, чисто схематично, согласно своего времени, уровня развития, возможностей театрального реквизита. После того как Райские жители стали поражать Израиль, началась паника, ибо пораженных и убитых было много, "отчего сердце у народа растаяло и стало как вода". Все обратились в бегство от жителей Райских. Теряется вождь. "Иисус разодрал одежды свои, и пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним, и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои". Посыпать свои головы прахом принято в крайне тяжелых и безнадежных случаях. Ситуация стоила того.
Но на помощь снова приходит Бог. Он объясняет причину поражения. Налицо было воровство. Виновник выявляется - Ахан из племени Иуды. По приказу Бога тот подвергается казни вместе со своим семейством, по-видимому, знавшем о содеянном, но не остановившем вора. Зло искореняется.
Бог остается доволен наказанием. Израиль снова пользуется Его поддержкой. "Не бойся и не ужасайся, - говорит Он Иисусу, - возьми с собою весь народ, способный к войне, и встав, пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского и народ его, город его и землю его. Сделай с Гаем и царем его то же, что сделал ты с Иерихоном и царем его, только добычу его и скот его разделите себе. Сделай засаду позади города".
Иисус следует указаниям Бога. Ночью посылает самых храбрых воинов в засаду позади города Гая, Приказывает им не отходить далеко и быть наготове. Сам же он с остальным народом решает подойти к городу с обратнойстороны, принять бой и вскорости отступить. Весь расчет на то, что жители Гая погонятся за ними, покинут город, тогда засада захватит его, зажжет огни и продолжит бой с тыльной стороны. Все так и случилось. Гайский царь увидел, что Израиль расположил свой стан с северной стороны города и "тотчас с жителями города, встав рано, выступил против Израиля на сражение . он не знал, что для него есть засада позади города. Иисус и весь Израиль, будто пораженные ими, побежали к пустыне". Гайские жители сделали ошибку. "В Гае и Вефиле не осталось ни одного человека, который не погнался бы за Израилем. И город свой они оставили отворенным, преследуя Израиля. Тогда Господь сказал Иисусу: простри копье, которое в руке твоей, к Гаю, ибо Я предам его в руки твои. Иисус простер копье, которое было в его руке, к городу. Сидевшие в засаде тотчас встали с места своего и побежали, как скоро он простер руку свою, вошли в город и взяли его, и тотчас зажгли город огнем. Жители Гая, оглянувшись назад, увидели, что. дым от города восходил к небу. И не было для них места, куда бы бежать, ни туда, ни сюда; ибо народ, бежавший к пустыне, обратился на преследователей. Иисус и весь Израиль, увидев, что сидевшие в засаде взяли город, и дым от города восходил к небу, возвратились; и стали поражать жителей Гая. А те из города вышли навстречу им . Так поражали их, что не оставили ни одного из них, уцелевшего или убежавшего ."
И царя Гайского взяли. "Иисус не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая. Только скот и добычу города сего сыны Израиля разделили между собою по слову Господа ." На этот раз обошлось без нарушений. Скот и добыча поделилась между самим населением. В память об этом событии Иисус сооружает жертвенник из камней цельных, на которые не поднималось железа. На церемонии зачитываются положения из книги закона - о благословении и проклятии.