А теперь посмотрим, как же обстояло дело по существу. Почему Израиль не выполнил повеление Бога? Как мог Иисус не подчиниться высокому требованию? Ведь приказ был конкретный: изгнать из своей среды другие народы, не разрешать им жить на своей территории, а потому и самим не расселяться среди окрестных племен. Приказано было столбы и жертвенники их разрушить и не заключать с ними союза.
Из Книги Иисуса Навина (гл. 9) узнаем, что все цари, которые за Иорданом, на горе и на равнине, и по всему берегу великого моря единодушно решили сразиться с Израилем, т.е. Хеттеи, Аморреи, Ханаанеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи. Все, кроме близлежащих соседей, жителей Гаваона. И они, "услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем, употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих, и ветхие, изорванные и запачканные мехи вина; и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый". В таком вот виде, нищими и измученными, покорными и отзывчивыми, единодушными и дружелюбными предстали они пред глазами Иисуса и всех Израильтян с просьбой: "Из весьма дальней земли пришли мы; итак, заключите с нами союз'. Израильтяне на какое-то время засомневались и возразили: "Может быть, вы живете близ нас? Как нам заключить свами союз?" По совету Бога, с близлежащими соседями заключать союз не имели права.
Но посланники "доброй воли" оказались не лыком шиты и очень быстро развеяли сомнения. Блеснув красноречием, польстили самолюбию Израильтян, затронув их за самое что ни на есть живое место. "Мы рабы твои, - сказали они Иисусу, - из весьма дальней земли пришли рабы твои во имя Господа, Бога твоего; ибо мы слышали славу Его и все, что сделал Он в Египте, и все, что Он сделал двум царям Аморрейским, которые по ту сторону Иордана, Сигону, царю Есевонскому, и Огу, царю Васанскому . Слыша сие, старейшины наши и все жители нашей земли сказали нам: возьмите в руки ваши хлеба на доросу и пойдите навстречу им, и скажите им: мы рабы ваши; итак, заключите с нами союз. Этот хлеб наш из домов наших мы взяли теплый в тот день, когда пошли к вам; а теперь вот, он сделался сухой и заплесневелый. И эти мехи с вином, которые мы налили новые, вот, изорвались; и эта одежда наша и обувь наша обветшала от весьма дальней дороги".
Положение оказалось щекотливым и непредвиденным. Визитеры не только во всем соглашались с Богом Израи-левым, но и предложили самих себя во славу и имя Господа. "Мы рабы твои", - сказали они Иисусу. Чем не единомышленники? Сами пошли навстречу. Путь долгий, но старались шли, по дороге изорвались и обнищали, на богатых и вельмож не похожи, Бога Израилева поддерживают, царей по другую сторону Иордана не пожалели. Чего же еще надо? Визитеры делали упор на свою дальнюю дорогу, чем явно покорили многовидавший Израильский авангард. Дальняя дорога, в данном случае, имеет подтекст для нашего столетия. Близлежащие соседи блеснули хитростью. Разыграли давнишних почитателей марксистской теории, приспособили себя к передовому пролетариату с большим стажем. Сыграли мастерски. Доверчивый Израиль раскис, видя их такое старание и рвение. Как тут не дрогнуть сердцем при виде таких союзников.