племенах до Бога в сложнейших монотеистических религиях.
Человеческий мозг нуждается не только в минимальном отдыхе, но и в некотором количестве
возбуждения(эмоционально значимых стимулах). Г.Селье описывает это состояние как состояние
эустресса. Известно, что дефицит эмоционально значимых стимулов, особенно в раннем
возрасте(сенсорная депривация) особенно часто приводит к формированию личности агрессора,
причем значимость этого фактора в формировании агрессивности на порядок выше чем физические
наказания и другие вредные в воспитательном отношении факторы. Известно, что в условиях
сенсорной изоляции человек начинает испытывать нарастающий страх вплоть до паники и
галлюцинации(чему свидетельство экспериментальные исследования). Фромм в качестве одного из
важнейших условий созревания индивида приводит наличие чувства единения. Э.Эриксон
тщательно разработавший эту тему, и являющийся ее основоположником сообщает о
необходимости для человека в идентификации себя с другими людьми(референтной группой),
нацией и т.п., то есть когда он может сказать "Я такой как они, они такие же как я". Для
человека предпочтительней идентифицировать себя с такими субкультурами, как хиппи или
наркоманы, чем не идентифицировать себя вовсе(1).
Фромм различает три категории лиц по отношению к проблеме скуки и возбуждения:
1)Люди, способные продуктивно реагировать на стимулирующее раздражение; они не знают скуки.
2)Люди, постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании, а также в постоянной смене
раздражителей; эти люди обречены на хроническую скуку, но поскольку они ее компенсируют, то
практически и не осознают.
3)Люди, которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным (для большинства
людей) раздражителем. Эти люди больны и часто вполне могут осознавать эту свою ущербность.В
третьем случае, по мнению Фромма, преобладают лица, страдающие хронической депрессией,
которая, соответственно, сопровождается хронической же скукой. Особо опасным следствием
"некомпенсированной скуки" выступают насилие и агрессивность. Чаще всего это проявляется в
пассивной форме, когда, например человеку нравится смотреть жестокие кровавые сцены, в
частности по телевидению. А от пассивного удовольствия по поводу жестоких сцен и насилия всего
лишь один шаг к многочисленным формам активного возбуждения, которое достигается ценой
садистического и деструктивного поведения. Как следствие хронической невротической
депрессии(дистимии) и сопровождающей ее скуки Фромм описывает отсутствие интереса к
общению с другими людьми и затруднения в этом общении. Все эмоции у таких личностей
находятся в застывшем состоянии: они не испытывают радостей, зато не знают ни боли, ни горя.
Далее Фромм пишет о значении структуры характера в формировании садизма. У человека,
который еще в меньшей степени чем шимпанзе, детерминирован инстинктами, развились
компенсаторные способности, выполняющие функцию инстинктов. Такую компенсаторную роль у
человека играет характер, являеющийся специфической структурой, организующей человеческую
энергию, направленную на достижение цели, а также определяет паттерн поведения. Фромм
выделяет особый садистско-эксплуататорский характер, суть которого состоит в эксплуатации
других людей, которых обладатель такого характера деперсонифицирует, т.е. относится к ним как
к "человеческому материалу" или средству достижения цели, винтикам в собственной
машине(вспомним, что среди идеологов фашизма бытовало понятие "человеческий материал"). К
слову упомянем известную мысль И.Канта о том, что человек ни в коей мере не может быть
средством, он всегда есть цель). Деперсонификация это по сути есть процесс
превращения субъкта в объект или иными словами человека в вещь. Основным
стремлением продуктивной личности Фромм считает жажду любить, дарить, делиться с другими.
Влечения эти, обусловленные характером, бывают настолько сильными, что кажутся обладателю