с внешним миром, но не может стать само для себя объектом познания(9).
Как и животное человек окружен вещами и другими существами, но не растворяется в них,
подобно животному, но может отгородится от них, углубившись в себя(там же).
Бытие в реальности с малой долей рефлексии возможно лишь при достаточно высоком
базальном-аффективном фоне, который сопровождается достаточно сильной интенсивностью
восприятия и способностью к концентрации внимания. В противном случае он погрузится в себя с
последующей рефлексией и последующее будет подчинятся законам внутреннего мира-идеаторной
сфере(фантазиях и рефлексии), той самой, которая "порождает чудовищ". Такой уровень бытия, В
геленовском смысле подобен сну, дереализации(там же).
Как считает Г.Маркузе на всем протяжении существования общества культурному подавлению
подвергались не только его общественное, но и биологическое состояние, не только отдельные
стороны бытия человека, но сама структура его инстинктов. Однако именно в этом принуждении и
заключалась основная предпосылка прогресса. Так как неуправляемый(неподавляемый)
сексуальный инстинкт и его двойник агрессивный инстинкт губительны. Разрушительная сила
обоих инстинктов проистекает из императивного стремления к получению максимального
удовольствия-удовлетворении как самоцели. Вспоминается пример с мышью которой в мозговую
зону удовольствия были введены электроды и которая стимулировала себя до той поры пока не
погибла от истощения. Отсюда возникла необходимость отклонить инстинкты от их цели путем
наложения на них запретов-гарантом этих запретов служит обычно власть оправляя это с помощью
различных законов и моральных и социальных норм, а также религиозных догматов. С репрессии,
регламентации, модификации инстинктов начинается цивилизация. Сублимированная таким
образом энергия идет как на творческий, так и на рутинный труд целью которого является
поддерживание цивилизации. Узда на инстинктах поддерживается силовыми структурами власти, а
также положительными и отрицательными санкциями. Человекообразное животное только тогда
становится человеком, когда происходит радикальная трансформация его природы, оказывающей
воздействие не только на цели инстинктов, но также на их "ценности", т.е. принципы,
управляющие достижением целей. Эту перемену Фрейд описал как трансформацию принципа
удовольствия в принцип реальности. Бессознательное в человеке стремится только к достижению
удовольствия; психическая деятельность любого действия, которое могло бы вызвать
неприятные(болезненные) переживания"(8).
Однако несдерживаемый принцип удовольствия непременно ведет к конфликту с
природным и человеческим окружением. Индивид приходит к тому, что полное и безболезненное
удовлетворение всех его потребностей невозможно. Происшедший после этого кризис приводит к
новому принципу-реальности. Вследствие этого человек приобретает умение отказываться от
моментального, неверного и чреватого опасностью удовольствия ради отсроченного,
сдерживаемого, но "гарантированного" удовлетворения(там же).
С упрочнением принципа реальности человечек, который представлял собой не более чем набор
животных инстинктов превратился в организованное "Я", стремящееся к тому что, "что полезно" и
что может быть получено без ущерба для себя и для своего жизненного окружения. Под
воздействием принципа реальности у человека развивается функция разума и следующее из него
способность к мышлению анализу и синтезу, вниманию, памяти и суждения. Он становится
сознательным, мыслящим субъектом, приводимым в движение рациональностью навязанной ему
извне. И только одна форма умственной деятельности "стоит особняком" от власти принципа
реальности фантазия сохраняющая приверженность принципу удовольствия(там же).
По мнению гештальтпсихологов(Ф.Перлз)агрессия и деструкция (целого) (как элементы
восриятия) необходимы для последующего глубоко восприятия(понимания). Процесс следующий за