главному(агрессивному) стимулу. Агрессивный инстинкт становился эквивалентом психической
энергии, служащей для компенсаторного преодоления(агрессивным путем) органических
недостатков, свойственных тому или иному индивиду;" .неустойчивое психологическое равновесие
восстанавливается посредством удовлетворения примитивного влечения через возбуждение и
проявление агрессивного импульса". В случае одномоментного проявления, сексуального, и
агрессивного инстинктовпоследний(по мнению Адлера) всегда доминирует. В последующем Адлер
пришел к выводу, что агрессивный инстинкт (импульс) есть способ преодоления
(препятствий,преград на пути к цели, витальным потребностям) и; следовательно адаптации.(2)
Г.Маркузе пользуясь учением Фрейда утверждает, что цивилизация начинается с введения
запретов на первичные инстинкты. Можно вычленить два главных способа организации
инстинктов: а) сдерживание сексуальности, формирующейся в длительных и расширяющихся
групповых отношениях, и б) сдерживание инстинктов разрушения, ведущее к господству мужчины
и природы, а также индивидуальной и социальной морали. По мере того как союз этих двух сил все
более и более успешно способствует сохранению жизни укрупняющихся групп, Эрос берет верх над
Танатосом: социальное использование вынуждает инстинкт смерти служить инстинктам жизни.
Однако сам процесс цивилизации и увеличивает объем сублимации и контролируемой агрессии; и в
том и в другом случае происходит ослабление Эроса, высвобождающее деструктивность.
Это заставляет предположить, что прогресс связан с регрессивной тенденцией в структуре
инстинктов, и что рост цивилизации наталкивается на постоянное (хотя и подавляемое)
побуждение к окончательному удовлетворению потребностей и достижению покоя. Макс Шеллер
указал, что "сознательный или бессознательный порыв или воля к власти над природой является
главным мотивом в отношении современного человека к бытию, который в структурном плане
предшествует современной науке и технологии как "до и алогическое" начало научной мысли и
интуиции. Организм "a priori" переживает природу как стремящуюся к господству и потому
подлежащую овладению и контролю. А следовательно, труд превращается в силу и провокацию,
направленную на борьбу с природой, на преодоление сопротивления. При установке на такое
отношение к труду образы объективного мира предстают как " символы направленности агрессии";
действие предстает как осуществление господства, а реальность как сопротивление(8).
Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим как для человека, так и
для животных-это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от
ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная, "доброкачественная" агрессия
служит для выживания индивида или рода; она имеет биологические формы проявления и затухает,
как только исчезает опасность. Другой вид представлен "злокачественной" агрессией-
деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически
отсутствующими у других млекопитающих; она не имеет филогенетической программы, не служит
биологическому приспособлению и не имеет таким образом никакой конкретной цели. Фромм
понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной
как инстинкта к характеру, т.е. предполагается необходимость разграничение между естественными
влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими
страстями, имеющими свой источник в человеческом характере. Инстинкт-это ответ на
физиологические потребности человека, а страсти-это ответ на экзистенциальные потребности, и
потому последние являются исключительно человеческими(1).
Приверженцы бихевиористических теорий считают, что человек чувствует, думает и
поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей желанной цели. Таким
образом, агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной(т.е.наиболее