такого характера абсолютно естественными. Человек с садистически-эксплуататорским характером
может вести себя как сверхальтруист, но за этим всегда просматривается неискренность(там же).
Фромм вводит понятие "социальный характер", под которым понимает
трансцедентирование человеческой(имманентной ему как биологическому виду) энергии в
специфической форме необходимой для функционирования конкретного общества. Категория
"характер" вводится Фроммом, как одна из важнейших для объяснения феномен злокачественной
агрессии, т.к. страсть к разрушению и садизм обычно коренятся в структуре характера. Таким
образом, у человека с садистическими наклонностями эта страсть по объему и интенсивности
становится доминирующей компонентой структуры личности.
Фромм вводит такие понятия как "биофилия" и "некрофилия", понимая под первым стремление
ко всему живому, растущему, а под вторым ко всему мертвому и механическому. некрофилия
характерологическом смысле определятеся Фроммом как страстное влечение ко всему мертвому,
больному, гнилостному, разлагающемуся; страстное желание превратить все живое в неживое,
страсть к разрушению ради разрушения, интерес ко всему чисто механическому(небиологическому)
а, кроме того, страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей. Влечение к
мертвому наиболее часто прослеживается в снах некрофилов. Некрофильский характер может
проявиться также в убежденности в том, что существует единственный путь разрешения проблем-
насилие. Для некрофила характерно убеждение, что насилие это- "способность превратить
человека в труп". Такие люди реагируют на проблемы жизни в основном деструктивно и никогда
не пытаются помочь другим людям найти конструктивный способ решения их проблем. Менее
явное представительство некрофилия находит в особом интересе к болезни во всех ее
формах(ипохондрия), а также к теме смерти(там же).
Трудноуловимой чертой некрофильского характера является
безжизненность(отсутствие или снижение способностей к эмпатии, а также тонких
эмоциональных дифференцировок). Умный, образованный некрофил может говорить о вещах,
которые сами по себе могли бы быть и интересны,но преподносит он их чопорно, холодно,
безучастно, педантично, безжизненно и формально. Противоположный тип характера- биофил,
напротив, может говорить о переживаниях, которые сами по себе не очень интересны, но подает он
их столь заинтересованно и живо, что заражает других своим хорошим настроением. В качестве
яркого примера некрофильского характера Фромм приводит Гитлера, анализируя становление его
личности на протяжении всей его жизни(1).
Для целей выживания, человек должен получать удовлетворение своих физических
потребностей и его инстинкты заставляют его действовать в том направлении, которое требуется
для выживания. Однако удовлетворение одних лишь физиологических потребностей не делает
человека счастливым и не гарантирует его благополучного состояния.
Согласно Фрейдовскому взгляду на садизм, даже те садистические желания, которые внешне
не связаны с сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию.
Жажда власти, жадность или нарцисизм-все эти страсти определенным образом проявляются в
сексуальном поведении. Нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся
бы точнее , чем в половом акте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о
"заученном поведении", о стереотипе или подражании.
А.Гелен отмечал, что духовные институты радикально канализируют притязания субъекта,
его представления и рефлексии. Он также критикует эпоху, которая обрекает человека на утрату
контактов с миром, делая его пленником фантазии. Он рассматривает фантазии как недостаток-
иллюзию, обман, дереализацию. Но в то же время Геленовская теория фантазии многослойна-он
считает человека "фантазирующим существом". Одиночество и самоуглубление.
Существенный признак отличающий человека от животных самоуглубление. Животное знакомится