ресурсов являются брачные партнеры. Конкуренция обычно происходит между самцами за самок.
Это означает, что самец может обеспечить сохранение своих генов, если он нанесет какой-то ущерб
другому самцу, с которым он конкурирует. Логичный образ действия состоит в том, чтобы убивать
своих соперников, а затем съедать их. Но каннибализм и убийство в природе встречаются крайне
редко. И в самом деле, самая примечательная особенность схваток между животными состоит в
том, что это- формальные состязания, происходящие подобно боксу или фехтованию строго по
правилам. Если противник своим поведением признает поражение, то победитель воздерживается
от нанесения смертельного удара или укуса. В таком случае получается, что только HOMO
SAPIENS -единственный вид, убивающий себе подобных, как единственный наследник каиновой
печати(4).
По мнению Г. Маркузе, цивилизация перманентно нуждается в сублимации и
десексуализации, чем ослабляет создающий ее Эрос, высвобождая его разрушительный
двойник(Танатос)т.е.агрессию. Это угрожает культуре распадом инстинктов, причем влечение к
смерти(разрушению, деструкции,по большей части иррациональной) стремится взять верх над
инстинктами жизни(созиданием)(8).
Основатель психоанализа З.Фрейд впервые сформулировал свое понимание агрессии в
работе "По ту сторону принципа удовольствия" (1912). В ней он рассматривал агрессию как
соединение Эроса(либидо, созидающего начала) и Танатоса(мортидо, деструктивного начала), с
преобладанием последнего, т.е. как слияние сексуального инстинкта и инстинкта смерти при
доминировании последнего. Фрейд считал, что агрессия в человеке это- проявление и
доказательство биологического инстинкта смерти. Он утверждал(1933), что Танатос противостоит
Эросу, и его целью является возвращение к неорганическому состоянию. Но каким образом , в
таком случае, человек живет достаточно долго, имея врожденный инстинкт смерти? Фрейд считал,
что есть механизм нейтрализации внутренней агрессии, который является главной функцией Эго.
Но Эго не появляется вместе с рождением ребенка, а формируется в процессе его развития. Вместе
с его формированием начинает развиваться и механизм нейтрализации агрессии. Доктор
H.Parens, посвятивший свою научную деятельность изучению агрессии у детей, считает
безусловным то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Правда, он практически
идентифицирует агрессию с активностью, считая, что при нормальном развитии личности агрессия
трансформируется в активность. Фрейд, как известно, тоже вначале использовал термины
"агрессивный" и "активный" как синонимы(1909), хотя в дальнейшем, в работе "Новые вводные
лекции" (1933), он использовал слово "активный" не как синоним агрессивности, а как наиболее
важную характеристику этого инстинкта. H.Parens также отмечает, что агрессия может проявляться
в разных формах, однако все эти формы имеют одну общую черту-они представляют собой
попытку субъектов контролировать, воздействовать и справляться с самими собой и окружающим
миром.
Достижение любой цели требует взятия под контроль каких-либо факторов встречающихся на
пути к цели(способстыующих или препятствующих ее достижению. Цель, выражаясь языком
информационной термодинамики есть стремление к борьбе с хаосом (энтропией) к
структурированному состоянию(упорядочению. Для этого необходима энергия назовем ее в
данном случае активностью. Тогда агрессия есть модулированная энергия, направленная на
устранения препятствий, ведущих к цели.
Вместе с тем Фрейд придавал не столь большое значение феномену агрессии, считая
либидо и инстинкт самосохранения доминирующими силами в человеке. Его ученик Адлер в 1908
г. в качестве принципа, объединяющего психологические и биологические явления, ввел понятие
агрессивного стимула в качестве всеобщего("основного") инстинкта. Отсюда все примитивные
влечения, каким бы образом они ни проявлялись, оказываются подчиненными этому