9. Экспорт. Нефть в Ливии продолжает оставаться главным источником поступления валютных средств. С 1993 г. ОПЕК в отношении СНЛАД была установлена квота на добычу нефти в размере 1,39 млн.б/д. Ливия была и остается противником увеличения квот ОПЕК на добычу нефти. Так, в середине янв. 1998 г. Ливия призвала ОПЕК отказаться от увеличения квот, отметив при этом, что готова отказаться от своей новой квоты (1,52 млн.б/д.), если остальные члены ОПЕК также пойдут на снижение добычи нефти. В результате действия международных санкций, предпринятых в отношении Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООН №731, №748 (1992 г.) и №883 (1993 г.) и запрещающих, в частности, импорт некоторых видов нефтяного оборудования, нефтяная отрасль страны испытывала большие трудности. Увеличение количества добываемой нефти для Ливии весьма проблематично по техническим причинам. К концу 1998 г. экспорт Ливии (95% – это нефть) составил 7,73 млрд.долл., что на 17% меньше по сравнению с 1997 г. К своему прежнему уровню экспорт приблизится, как предполагается, лишь в 1999 г. В 1998 г. валютный дефицит составил 1,9 млрд.долл. (или 15,8% ВНП страны). Правительство страны надеется хотя бы частично компенсировать этот дефицит за счет инокапвложений. Так, несмотря на серьезные политические противоречия с США, в своем телеобращении в марте 1998 г. М.Каддафи призвал нефтяные компании США инвестировать нефтяную и газовую отрасли страны. (Нефтяные компании США прекратили свою работу в Ливии в 1986 г. в результате запрета США вносить инвестиции в энергетический сектор страны. К тому времени в Ливии работало пять нефтяных компаний США, обеспечивавших производство 25% добычи нефти. Триполи, осознавая их значение в экономике страны и не желая сжигать все мосты, вместо того чтобы национализировать капиталы этих компаний, лишь заморозил их.) Большие надежды М.Каддафи возлагает и на Италию – традиционно важнейшего торгового партнера страны. Италия постоянно инвестирует в нефтяную и газовую отрасли ливийской экономики. Особенно возросли инвестиции в 1997 г. в связи с началом работ по осуществлению строительства газопровода в рамках проекта «Аджип». ЦБ Ливии, в свою очередь, объявил о намерении Ливии вложить 500 млн.долл. в различные итальянские компании. В 1997 г. между Ливией и Тунисом подписан контракт о поставке в Тунис 1 млн.т. ливийской сырой нефти и 580 тыс.т. очищенных нефтепродуктов. Стоимость данного проекта – 513 млн.долл. Стремится к укреплению торговых связей с Ливией и Египет. В четвертом квартале 1997 г. между двумя странами был подписан ряд совместных соглашений в экономической и торговой областях. В 1998 г., как ожидает Ливия, Мальта предоставит ей возможности для более активного пользования мальтийскими портовыми мощностями для ремонта ливийских судов. На территории Ливии действуют британские, австрийские, шведские, немецкие и ряд других западноевропейских компаний как в нефтегазовой, так и в других сферах экономики. Ливия в 1998 г. впервые за несколько последних лет имела отрицательный показатель ВНП – минус 0,5%. Уровень инфляции в 1998 г. составил 24%. Усилению инфляции способствует нежелание правительства страны принимать во внимание факт девальвации динара. Об отношениях с Германией. Отмечается рост экономической заинтересованности СНЛАД и ФРГ друг в друге. Несколько лет подряд Германия занимае второе место (после Италии) среди стран-импортеров ливийской нефти. В 1997 г. Джамахирия поставила ФРГ 93,5 млн.барр. сырой нефти, на 517,1 млн.дин. (15% всего экспорта). Что касается немецкого импорта в Ливию, то он формируется в основном за счет зерновых, медикаментов, химикатов, стройматериалов, труб, отдельных деталей, оборудования нефтяной промышленности, двигателей, турбин и пр. Доля немецких товаров составлявляет 12,8% от всего импорта Джамахирии и имеет тенденцию к увеличению. С 1997 г. СНЛАД стала вторым по значению торговым партнером ФРГ в Африке. Немцы все активнее начинают проявлять интерес к нефтегазовой отрасли СНЛАД. Так в июне 1997 г. компания МАН выиграла тендер на сооружение участка газопровода Зуэйтина-Бенгази протяженностью в 120 км. Стоимость контракта составляет 60 млн.долл., в качестве подрядчика выступает ливийская «Сирт Ойл Компани». В мае 1998 г. подписано соглашение об экономическом сотрудничестве, предусматривающее создание совместных экономических объединений, развитие отношений в торгово-экономической и промобластях, а также в сферах туризма и услуг. Значительным событием для отношений двух стран стали переговоры в Бонне в середине июня 1998 г. ливийской делегации, возглавляемой минфинансов СНЛАД М.Бейт аль-Малем, с минэкономики, заммининдел и председателем ЦБ ФРГ в продолжение уже имевших место аналогичных контактов в 1997 г. в Триполи. В рамках визита делегации СНЛАД прошло два раунда переговоров по долгу Ливии ФРГ в 200 млн.марок. Ливийско-французские отношения. Одним из приоритетных направлений внешней политики СНЛАД является всестороннее развитие отношений с европейскими государствами Средиземноморья, в том числе Францией. На протяжении нескольких последних лет эта страна стабильно занимает четвертое место среди торговых партнеров Джамахирии. Главной статьей ливийского экспорта во Францию является нефть (60 тыс.б/д.). В условиях действовавшего до недавнего времени режима антиливийских санкций ООН, введенных в 1992-93 гг., французские компании сумели укрепить свои позиции в нефтегазовом секторе СНЛАД. Компания Total в составе европейского консорциума, куда входят также испанская Repsol и австрийская OMV, успешно осуществляет (в рамках EPSA-3 – «Соглашения о разведке и долевом участии в разработке») развитие крупного Мурзукского нефтяного месторождения. К концу 1999 г. здесь планируется добывать до 200 тыс.б/д. Помимо этого, Total является оператором нефтяного поля в Мабруке (15 тыс.б/д.). ELF Aquitaine, в 1996 г. возобновившая работы в Ливии, приступила к освоению нового месторождения на границе с Тунисом, запасы нефти которого оцениваются в 100-150 млн.барр. ELF уже осуществила бурение первой скважины, и в 2001 г. намерена начать здесь промышленную добычу. Помимо участия непосредственно в нефтедобыче, французы рассматривают возможности для диверсификации сфер своих капвложений в Джамахирии, где перспективными им представляются коммунальная инфраструктура и нефтепереработка. Компания Suez-Lyonnaise des eaux подписала технический протокол с Генеральной водной компанией Ливии по сооружению опреснительной станции в Триполи. Соглашение стало результатом поездки в Париж в конце лета 1998 г. минпланирования СНЛАД Д.Тальхи. Он также встречался с представителями французских корпораций, работающих в секторе водных ресурсов, и обсуждал с ними ряд инвестиционных проектов, подчеркнув, что в последующие несколько лет его страна намерена вложить 2,5 млрд.долл. в развитие отечественной инфраструктуры. В 1998 г. общий товарооборот между двумя странами неожиданно ощутимо снизился. Французский импорт из Ливии составил 1,8 млрд.франков (в 1997 г. – 2,8 млрд.), а экспорт – 1,8 млрд.франков (годом ранее – 2,08 млрд). В нояб. 1998 г. Ливия объявила о прекращении практики импорта продовольственных и промышленных товаров из Франции. Демарш ливийцев был вызван их крайним неудовольствием по поводу неучастия во французско-африканском саммите, который проходил в Париже и куда Джамахирию «забыли» пригласить. Следует отметить, что подобные ливийские демонстрации носят в основном пропагандистский характер, подтверждением чему служит «реабилитация» французской продукции в 1999 г. По-настоящему серьезной острой проблемой, омрачавшей до недавнего времени двусторонние отношения, было «дело ЮТА» – катастрофа в 1989 г. самолета французской авиакомпании, в результате которой погибло 170 человек. Причастность ливийских граждан к этому теракту в свое время спровоцировала создание «западной тройки» (США, Великобритания, Франция), выступавшей в отношении Джамахирии с единых позиций и блокировавшей ее участие в политической жизни средиземноморского региона. Однако если англосаксы с самого начала настаивали на выдаче им двоих подозреваемых по «делу Локерби», то Франция избрала другую тактику и предпочла провести заочный судебный процесс, который состоялся в марте 1999 г. в Париже. В итоге 6 ливийцев (среди них А.Сенусси, зять М.Каддафи) были признаны виновными в совершении убийства посредством осуществления теракта и приговорены (заочно) к пожизненному тюремному заключению, при этом ордера на их арест переданы в Интерпол. Тем не менее, Париж по-прежнему не настаивает на выдаче осужденных, осознавая, что педалирование этой темы повлечет за собой лишь резкую отповедь со стороны М.Каддафи. Ливийский лидер, в свою очередь, неоднократно делал заявления о готовности выплатить компенсацию родственникам жертв катастрофы. Еще в 1996 г. французский судья Ж.-Л.Брюгьер посетил Триполи и произвел допрос ряда ливийских официальных лиц в связи с «делом ЮТА». Кроме того, ему была предоставлена возможность ознакомиться с документами из архивов спецслужб Ливии. Позднее, в 1998 г., судья отметил содействие, которое оказывалось ему со стороны ливийских властей. Учитывая эти обстоятельства, французское руководство считает, что СНЛАД в достаточной степени выполнила требования о конструктивном сотрудничестве по «делу ЮТА», содержащиеся в резолюциях СБ ООН. Успешное начало разблокирования «локербийского кризиса», приостановка воздушного эмбарго и других антиливийских санкционных мер способны оказать положительное воздействие на темпы развития ливийско-французских отношений. В Париже пристально следят за резко возросшей внешнеполитической активностью М.Каддафи, стремящегося сделать Триполи «третьим Римом» миротворческого процесса на Африканском континенте,