где у Франции имеются свои многолетние, многоплановые интересы. В начале июня 1999 г. Ливию посетил личный эмиссар президента Франции Ж.Ширака, советник по африканским вопросам М.Дюпуш. Он встретился с М.Каддафи, обсудив с ним ливийские мирные инициативы по урегулированию конфликтов в Африке. Ему было передано послание от Ж.Ширака, в котором высказывалась поддержка упомянутых инициатив и готовность к сотрудничеству для их осуществления. Директор Парижского института арабского мира М.Кабана в ходе своего пребывания в Триполи обсудил с руководством МИД (О.Мунтасером и А.А.Трейки) широкий спектр контактов в области культуры. Было подписано рамочное соглашение, предусматривающее организацию в 2001 г. в Париже, а затем и других европейских столицах выставки культурных, исторических и научных достопримечательностей Джамахирии. Цель мероприятия – показать миру Ливию во всем многообразии. Ливийско-испанские отношения. Испания
на протяжении нескольких последних лет стабильно занимает наряду с Великобританией, третье место (после Италии и ФРГ) среди торговых партнеров Ливии,
закупая ежегодно около 10% экспортируемой ливийской нефти, нефтепродуктов и природного газа (в 1997 г. – на 853 млн.долл.). В 1998 г. Испания предприняла активные шаги к углублению этой позитивной тенденции. В марте премьер-министр Испании направил М.Каддафи послание, в котором подтверждалось стремление развивать политический диалог, а также взаимовыгодные экономические связи с Ливией. Месяцем ранее состоялся визит в Триполи заммининдел Испании по международному сотрудничеству (первый с 1991 г. визит высокопоставленного испанского чиновника в Ливию). В ходе переговоров была выражена заинтересованность Испании в увеличении ее экспорта (в основном, продовольствие) в Джамахирию, в 1997 г. составлявшего 153,6 млн.долл. Обсуждалась также проблема ливийской задолженности в 110 млн.долл., существующей с 1980 г. (испанские кредиторы – это главным образом различные строительные фирмы и корпорации). Ливийцы намерены предложить новые, более выгодные условия в рамках EPSA-3(«соглашения о разработке и долевом участии в производстве») для испанской нефтяной компании Repsol, которая активно работает в Ливии, являясь оператором месторождения нефти на юге страны производительностью 75 тыс.б/д. Вместе с австрийской OMV и французской Total, Repsol владеет 25% акций концессии (остальная часть принадлежит ливийской государственной Национальной нефтяной корпорации). Repsol также подписано соглашение об исследовании и разработке еще двух месторождений в Мурзуке площадью в 23 тыс.кв.км., где ей будет принадлежать 32% акций. Помимо участия непосредственно в нефтедобыче, испанцы рассматривают возможности для диверсификации сфер капвложений в Ливию, где перспективными им представляются нефтепереработка и дорожно-транспортная инфраструктура. С целью стимулировать дальнейшее развитие взаимовыгодного партнерства минэнергетики СНЛАД в июле 1998 г. выезжал в Мадрид, где по результатам его переговоров с министром промышленности и минеральных ресурсов Испании был подписан двусторонний договор о поддержке и укреплении сотрудничества в нефтегазовом секторе, в сфере нефтепереработки, энергетики и минеральных ресурсов. Отношения со странами АТР. Ливийское руководство стремится развивать отношения практически со всеми странами этого региона. Идеологическая основа этих отношений была заложена М.Каддафи, неоднократно в своих публичных заявлениях и посланиях подчеркивавшего возрастающую роль в мире Китая (особенно в контексте идеи о многополярном мире), Японии, других бурно развивающихся государств региона. Китаю отведена роль лоббиста политических интересов Триполи в СБООН, связанных с санкционной проблематикой; Ю. Корее и в определенной степени Японии – важных торгово-экономических партнеров в регионе. Другие государства АТР привлекают Ливию как поставщики дешевой рабочей силы (КНДР, Филиппины, Таиланд), и в какой-то степени в контексте общности религиозных интересов (Малайзия и Индонезия). Вьетнам, Лаос и Камбоджа выглядят здесь явными аутсайдерами по всем показателям. В 1998 г. в Ливии побывали только две китайские делегации: парламентская (в окт.) и от Общества китайско-ливийской дружбы (в нояб.). Запланированная на конец года очередная сессия МПК на уровне министров экономики так и не состоялась. Годовой товарооборот между двумя странами снизился в 1998 г. на 30%, составив 70 млн.долл. (в основном из-за падения цен на нефть). Традиционные статьи китайского экспорта (продукты питания, одежда и дешевая электроника) сохраняются без существенных изменений. На проекте ВИР работают несколько тысяч китайских специалистов. В последние годы наиболее заметной сферой ливийско-южнокорейского сотрудничества является сооружение амбициозного проекта ВИР, где главным подрядчиком выступал консорциум «Донг А». Он осуществил реализацию 1-й и 2-й очередей этой «стройки века». Сумма контрактов составила 3,5 и 4,6 млрд.долл., соответственно. Предполагалось, что контракт на сооружение 3-ей и 4-й очередей ВИР будет также предоставлен «Донг А» (общая стоимость – 10 млрд.долл.). Ливийцы, из-за нехватки валютных средств, были вынуждены изменить планы реализации 3-ей и 4-й очередей стройки с целью минимизации расходов. Аналогичная ситуация стала складываться и с участием иностранной рабочей силы в реализации этого проекта (всего около 14 тыс.чел.; из них порядка 1,5 тыс.чел. – южные корейцы). Местные власти приняли решение в целях экономии привлечь к работе на ВИР ливийских граждан, причем их количество не должно быть менее 50% от общего числа занятых на стройтельстве. Уменьшение притока нефтедолларов в ливийскую казну привело к снижению объема традиционного южно-корейского экспорта в Джамахирию (текстиль, радиоэлектроника), что частично было компенсировано поставкой сюда 15 тыс. легковых автомобилей «Нубира» по единовременному контракту с фирмой «Дэу». Благодаря именно этой сделке товарооборот между PK и СНЛАД в 1998 г. составил почти 200 млн.долл. (в 1997 г. товарооборот между двумя странами оценивался в 175 млн.долл., причем автомобили тогда не поставлялись). Ю. Корея, несмотря на имеющиеся трудности, нацелена в перспективе на продолжение и развитие экономсотрудничества со СНЛАД. В Ливии действуют 15 компаний этой страны, открыты представительства трех крупнейших из них: «Хюндай», «Дэу» и «Донг А». Качественно новым моментом является подписанное в середине 1998 г. соглашение о сооружении в Джамахирии линии по сборке легковых машин «Дэу». Предполагаемая мощность беспрецендентного для Ливии производства – 20 тыс. автомобилей в год. В 1997 г. Японии удалось занять третье место среди стран, экспортирующих свою продукцию в Ливию, уступив только Италии и ФРГ и обойдя даже РК. Такой «прорыв» стал возможен благодаря поставкам в СНЛАД по единовременным контрактам легковых автомобилей «Мицубиси» и «Ниссан» в количестве более 27 тыс.шт., что обеспечило порядка 50% всего годового товарооборота между двумя странами (в 1997 г. 500 млн.долл.). Другими основными статьями японского экспорта в Джамахирию явились стальные трубы и радиоэлектроника. В том же 1997 г. Япония продала Ливии нефтяной танкер. В начале 1998 г. ситуация в двусторонних отношениях несколько изменилась, когда Япония поддержала американские воздушные рейды против Ирака (фев.). Правительство Ливии ответило введением бойкота на импорт японских товаров – все госкомпании СНЛАД отменили свои заказы на японскую продукцию. Для отношений Ливии с КНДР характерен постоянный политический диалог. Сев. Корея последовательно выступает в поддержку позиции СНЛАД по «делу Локерби» и призывала к снятию антиливийских санкций. В авг. 1998 г. здесь с визитом был заммининдел этой страны, подписавший с ливийской стороной межправительственное соглашение о сотрудничестве. В нояб. Ливию посетил министр внешней торговли КНДР, который принял участие в 13-й сессии совместной МПК в качестве сопредседателя. Подписан протокол переговоров о сотрудничестве в сферах экономики, торговли, науки, техники и культуры. В ходе работы МПК обсуждалась (безуспешно) также проблема задолженности Джамахирии за построенные северокорейскими строителями рыболовецкие порты в г.г. Сирт и Аль-Бейда. Малайзия поддерживает Ливию по «делу Локерби» в контексте резолюций ЛАГ, ОИК, ДН, ОАЕ, последовательно выступает против закона д’Амато, ограничивающего деятельность в Ливии иностранных нефтяных компаний. В конце мая 1998 г. заммининдел СНЛАД С.М.Муджбир в рамках своего азиатского турне посетил Куала-Лумпур. Он передал малайзийскому премьер-министру, другим политическим и религиозным деятелям приглашения принять участие в исламском фестивале в г.Аль-Бейда, приуроченном к празднованиям по случаю дня рождения пророка Мухаммеда (всего на праздник приехали 34 религиозных и политических деятеля этой страны). В 1997 г. товарооборот между двумя странами достиг 10 млн.долл. и имеет тенденцию к росту. Джамахирия продает Малайзии углеводороды, которые являются практически единственной статьей ливийского экспорта в эту страну. Малайзийская нефтяная компания «Петронас» совместно с саудовской «Нимр Петролеум Компани» подписала в начале 1997 г. соглашение типа «продакшн-шеринг» с ливийской ННК и тунисской «Энтерприз д’активите петрольер» на бурение трех нефтяных скважин на совместном ливийско-тунисском месторождении «7 нояб.». Стоимость контракта – 30 млн.долл. «Петронас» также проявляет интерес к покупке у СНЛАД сырой нефти с последующей ее переправкой танкерами на НПЗ в Малайзии. Ливийцы закупили в 1998 г. опытную партию малайзийских легковых автомобилей марки «Протон» (20 шт.), собираемых по лицензии фирмы «Мцубиси», которые значительно дешевле японских аналогов. В настоящий момент ливийско-филиппинские отношения не отличаются высокой динамикой, как это было в 70-80 гг. Причина – неурегулированность проблемы задолженности ливийской стороны, не оплатившей Филиппинам выполненные контракты на сооружение здесь мостов, дорожных развязок и пр. (порядка 200 млн.долл.). В течение последних нескольких лет М.Каддафи выступал в качестве посредника между президентом Филиппин и оппозиционным Национальным движением освобождения Моро. Торговля между двумя странами практически отсутствует. В СНЛАД работают 15 тыс. филиппинских граждан, из них на проекте ВИР занято 1200 чел. Остальные – в основном медсестры, которые в скором времени собираются покинуть Джамахирию из-за низкого уровня зарплаты и плохих жилищных условий. Отношения СНЛАД с Вьетнамом заметного развития не получили. Годовой товарооборот между двумя странами составляет 10 млн.долл. Вьетнамский экспорт в Ливию формируется в основном за счет поставок кофе, чая, риса и консервированного тунца. В Джамахирии на строительстве объектов системы ВИР работают порядка 2000 вьетнамских рабочих. В фев. 1998 г. состоялась 8-я сессия совместной МПК по сотрудничеству