Правом собственности на недвижимость обладают как физические лица, так и частные компании, организации и кооперативы. В понятие недвижимости Закон №11 от 1988 г. включает жилые дома, магазины, территории, пригодные для строительства, и любые другие постройки. Недвижимость может продаваться, покупаться и передаваться по наследству, аренда запрещена. Исключение здесь составляют лишь некоторые льготные категории населения. Вдовы, военнослужащие и ливийцы, работающие за границей, имеют право сдавать свои жилища в аренду. Все операции с недвижимостью регистрируются в уже упомянутой службе и облагаются налогами, причем сумма сборов варьируется в зависимости от площади территории. Это в первую очередь касается жилого фонда и земель, пригодных для строительства. Каждая ливийская семья имеет право лишь на одну единицу жилья,
площадь которого не ограничивается. В соответствии с решением ВНК (правительство) №49 от 1990 г. выходцы из арабских стран, получившие постоянный вид на жительство в СНЛАД, уравниваются с ливийцами в правах на недвижимость и с/х угодья. Помимо упомянутых видов собственности на недвижимость в Ливии сохранена издавна действовавшая система вакуфного землевладения с той лишь разницей, что были упразднены частные вакуфы, существовавшие до революции. В рамках реализации социальных программ государство начало кампанию по выделению участков обрабатываемой земли и территорий, пригодных для строительства жилья, «лицам с ограниченными доходами». В марте 1999 г. ГНК жилищного строительства и коммунального хозяйства объявил о выделении свыше 3000 таких участков в различных районах страны (из них земельных – только 84). Выделение по ливийским законам дает гражданину такие же права на землю и недвижимость, как и другие способы их получения. Отличительной чертой системы землепользования в Ливии является повышенное внимание как населения, так и госорганов к несельскохозяйственным землям и недвижимости, что нашло свое отражение в местном законодательстве, ибо они не могут быть отчуждены государством, в отличие от земельных участков в сельской местноести. О ходе реализации проекта Великая искусственная река (ВИР).B начале 80-х гг. правительством Ливии была принята комплексная программа развития сельского хозяйства страны, предусматривавшая, в частности, создание системы водоводов для обеспечения орошения сельхозугодий в прибрежной зоне и снабжения жителей этих районов питьевой водой. Официально решение о начале «стройки века» было принято на внеочередной чрезвычайной сессии парламента в сент. 1983 г. Основой проекта являются грунтовые воды, сосредоточенные в сахарской зоне страны в т.н. подземных озерах-линзах или в бассейнах. Это бассейны Куфра (20 тыс.куб.км.), Сарир (10 тыс.куб.км.), Мурзук (5 тыс.куб.км.) и Хамада (данные отсутствуют). Процесс реализации ВИР был поделен на 5 этапов. 1-й этап (ВИР-1), большая часть работ по которому завершена, состоит из двух главных линий трубопроводов: Тазербо-Бенгази и Сарир-Сирт. 1-й этап включает в себя также трубопроводы, несущие воду непосредственно из скважин (их 108 на поле Тазербо и 126 на поле Сарир). Общая протяженность двух главных линий трубопроводов – 1860 км. с пропускной способностью 2 млн.куб.м. воды в день (диаметр труб 4 м.). Обе линии проходят через водохранилище Адждабия, вмещающее 4 млн.куб.м. воды. Вода, попав в него, направляется в водохранилища Сирт (820 тыс.куб.м. в день) и Бенгази (1 млн. 180 тыс.куб.м. в день). Вместимости этих водохранилищ – 6,8 млн куб.м. и 4,7 млн.куб.м., соответственно. Из них вода с помощью второстепенных распределительных систем трубопроводов подается в города и с/х районы на побережье. Основным подрядчиком по ВИР-1 являлся южнокорейский консорциум «Донг А»,
выигравший в ноябре 1983 г. контракт «под ключ» на 3,3 млрд.долл.
(в торгах, объявленных в 1981 г., приняли участие 20 инокомпаний). В консорциум также входят «Донг-А Конкрит» и «Корея Экспресс». Руководство проектом
(1-я и 2-я очереди) было поручено британскому филиалу американской инжиниринговой фирмы «Браун энд Рут».
Что касается компании «Донг А», то она кроме того построила два завода по производству труб в г.г. Брега и Сирт (строительство начато в янв. 1984 г., выпуск труб – в мае 1986г.). В янв. 1984 г. началось выполнение работ по контракту ВИР-1, которые почти сразу оказались сопряженными с рядом трудностей. Введенные в 1986 г. США односторонние экономические санкции против Ливии не позволили прибыть в СНЛАД американским инженерам, что вызвало семимесячную задержку в строительстве заводов по производству труб. «Донг А», например, пришлось закупать ряд материалов не в США, а в Европе в два раза дороже. Среди субподрядчиков проекта можно упомянуть бразильскую компанию «Бразпетро» (бурение водяных скважин в Тазербо и Сарире). О завершении 1-й стадии официально было объявлено М.Каддафи в авг. 1991 г. в г. Сулюк, хотя лишь в нояб. 1993 г. в г.Бенгази начала поступать вода, причем трубопровод был задействован только на 1/4 своей мощности (500 тыс.куб.м. в день), поскольку при бурении водных скважин был допущен технический брак и для использования были пригодны не более 1/3 из них. Поэтому значительные территории, которые предполагалось задействовать в качестве сельскохозяйственных, остались без применения. Проект ВИР финансируется из госбюджета. 2-й этап (ВИР-2), получивший название «Западная Джамахирия», предусматривает строительство трубопроводов длиной 650 км. с трубами диаметром от 1,6 до 4 м. от 500 водных скважин на востоке Феззана (между Джебель Хасуна и Джебель Сауда, недалеко от Тархуны) до Триполи и ряда других прибрежных городов через водохранилище Сиди Саех. Пропускная способность трубопровода 2,5 млн.куб.м. в день. Система трубопроводов 2-й стадии ВИР представляет собой перевернутую латинскую букву Y: первая линия идет от скважин в Джебель Хасуна до г. Аш-Шариф, в котором располагается станция слежения за потоком воды (213 км.); вторая – от г. Аш-Шариф до Тархуны (216 км.); третья – от Тархуны, огибая Джебель Нефуса, к Мисурате и до Гарабули, где расположено водохранилище, предназначенное для регулирования потока воды, от которого идут ответвления на два водохранилища г.Триполи. Изначально в рамках ВИР-2 предусматривалось строительство 15 километрового тоннеля через Джебель Нефуса до Тархуны. От него пришлось отказаться, возможно, из-за кампании в западных СМИ, утверждавших, что сооружение тоннеля может, якобы, иметь отношение к планам Джамахирии создания химоружия. Тем не менее в конце 1997 г. газета «Нью-Йорк Таймс» поместила материал, в котором заявлялось, что подземные трубопроводы системы ВИР предназначены «для некоторых военных целей». Торги по ВИР-2, в которых приняли участие 25 ведущих строительных компаний мира были объявлены в 1986 г. На них в 1990 г. вновь победила южнокорейская «Донг А», а сумма контракта составила 4,6 млpд.дoлл. Предполагалось, что 2-я стадия будет завершена в 1998 г. Из-за введения международных антиливийских санкций подрядчику пришлось ввезти в СНЛАД через Тунис (т.е. не напрямую) около 14 тыс.чел., задействованных на строительстве 2-й очереди (костяк рабочих составляют тайцы, вьетнамцы, китайцы и филиппинцы). К 1 сент. 1996 г. – дата официального пуска 2-го этапа – работы были завершены на 60% (водa в тopжеcтвенной обстановке былa подана в ливийскую столицу). Предварительная приемка всего этапа ВИР-2, включая пусковые испытания,ожидалась в июне 1999 г., а окончательная – в июне 2000 г. 3-й этап реализации ВИР состоит из трех частей. Первая предусматривает соединение скважин, расположенных насевере бассейна Куфра, с трубопроводом ВИР-1 в районе Тазербо для увеличения его пропускной способности на 1,6 млн.куб.м. воды в день. Вторая нацелена на прокладку трубопровода, от водохранилища Адждабия до г.Тобрук (500 км.). Заключительная фаза третьей очереди состоит в соединении систем ВИР-1 и ВИР-2 (соединение водохранилища Курдабия в Сирте с ВИР-2 в районе Кадахия (180 км.). Также предусматривается строительство ответвления длиной в 325 км. от Сарира до Куфры. Реализация 3-го этапа оценивается в 5,1 млрд.долл., срок окончания работ – 2006 г. Если реализация проектов ВИР-1 и ВИР-2, проходила относительно гладко, то строительство 3-ей очереди до сих пор не начато, хотя оно было запланировано на 1996 год. 19 апр. 1996 г. М.Каддафи заявил о том, что контракт на сооружение 3-ей и 4-й очередей ВИР предоставлен «Донг А» (общая стоимость – 10 млрд.долл.). Однако в апреле 1997 г. появилась информация о желании южнокорейской компании увеличить на 5% общую сумму контракта по 3-му этапу ВИР. В ответ ливийские власти разбили 3-ю очередь на 7 фаз и объявили тендер на реализацию первой из них. Сумма контракта составила 1 млрд.долл. В тендере наряду с «Донг А» приняли участие еще одна южнокорейская фирма «Хёндай Инжиниринг» и французская «Думез». Отказ руководства Ливии повысить сумму контракта и последующее за этим дробление проекта ВИР-3 были продиктованы падением мировых цен на нефть, повлекшим за собой дефицит госбюджета Ливии. В конце 1998 г. Ливия предоставила компании «Донг А» несколько контрактов ко 2-му и 3-му этапам ВИР. Джамахирия пообещала сделать предоплату в размере 100 млн.долл. и взять на себя приобретение необходимых материалов. 4-й этап, оцениваемый в 4,9 млрд.долл., пока находящийся в стадии разработки, предусматривает строительство трубопровода длиной в 715 км. от Bay аль-Кабир до нового скважинного поля в Сирте, которое еще предстоит освоить. Если «Донг А» сохранит свои позиции в качестве главного подрядчика ВИР, то сумма его котрактов достигнет суммы в 20 млрд.долл. Общие же расходы на проект ВИР оцениваются в 27 млрд.долл. Что касается 5-го этапа ВИР, то он еще находится на стадии проработки. ВИР-5 – это сооружение трубопровода от Триполи до Сирта с тем, чтобы объединить ВИР-2 и ВИР-1 и превратить все этапы ВИР в единую систему