10. Соседи. Отношения с Египтом. Триполи заинтересован во вложении своих нефтедолларов в экономику Египта, нуждается в дешевых египетских товарах, которые поступают в систему госраспределителей для небогатых ливийцев. Около миллиона египетских граждан трудятся в Ливии,
обеспечивая нормальное функционирование целых отраслей ливийской экономики. Триполи настойчиво требует сокращения численности египтян, особенно работающих без официально зарегистрированных контрактов. Беспокойство вызывает в Каире и намерение ливийцев еще больше изменить процент зарплаты египтян, конвертируемой по официальному курсу. Нерешенной остается ситуация с ливийским долгом Каиру 1,4 млрд.долл. (в основном это долг ливийских компаний перед египетскими фирмами за период с 1970 по 1989 гг.). Существует и незначительная задолженность египтян Триполи. Джамахирия в свойственной ей манере мотивирует невозможность решения этой проблемы режимом антиливийских санкций. В ходе встречи М.Каддафи с Х.Мубараком в г.Тобрук в июне 1997 г. в рамках V сессии ливийско-египетской МПК по сотрудничеству «достижение экономической интеграции» Ливии и Египта было объявлено приоритетной задачей. Мощный импульс отношениям в материальной сфере придала и VI сессия МПК в июне 1999 г. в Каире, в работе которой приняли участие 10 ливийских министров.
Среди основных магистральных направлений экономвзаимодействия можно выделить энергетику и нефтехимию. Подписано соглашение о строительстве нефтепровода для доставки ливийской нефти из Тобрука в Александрию пропускной мощностью 100-150 тыс.б/д (5-7,5 млн.т. в год). Нефть будет перерабатываться на египетских НПЗ или же будет сооружен совместными усилиями завод в Александрии. Готовая же продукция пойдет на египетский рынок и будет экспортироваться в третьи страны. Протяженность нефтепровода составит 662 км., из них 167 – по ливийской территории. Планируется также и строительство газопровода мощностью 3-5 млрд.куб.м. в год, по которому египетский газ будет поступать в Ливию. K концу 1999 г. было запланировано открытие 120 бензоколонок совместной египетско-ливийской компании «Тамойл»; общая стоимость данного проекта составит 250 млн.долл. Планируется, что ливийская сторона возьмет на себя 90% объема финансирования. Первые 4 АЭС были открыты в Египте в конце 1997 г. В ходе VI сессии МПК по сотрудничеству, состоявшейся в Каире в июне 1999 г., стороны договорились продолжить работу по объединению энергосистем двух стран. Для этого предполагается построить ЛЭП (400-500 кв.) между Тобруком и Ас-Салумом (АРЕ). Национальная корпорация железных дорог Египта и ливийское правительство достигли договоренности относительно подготовки документации по проекту строительства железной дороги от Тобрука до Ас-Саума. Идут разработки, связанные с началом реализации проекта строительства дороги от Куфры до Асуана. Ливия занимает третье место по объему инвестиций в Египте среди арабских стран (10% всех иноинвестиций в египетскую экономику). В течение ближайших 5 лет ливийские инвесторы намерены увеличить свои вложения на 900 млн.долл. В 1997 г. были созданы 4 ливийско-египетские СПс общим капиталом в 900 млн.долл.: холдинговая компания (200 млн.долл.) с участием Арабского банка недвижимости, египетских и ливийских инвесторов, которая займется продвижением проектов в области туризма и недвижимости; компания по сборке автомобилей (300 млн.долл.) с планируемой производственной мощностью 100 тыс. автомобилей в год (60% стоимости проекта будет покрыто за счет частных инвесторов, а 40% – за счет правительств); компания по осуществлению жилищного строительства в СНЛАД (300 млн.долл.), которая должна построить 60 тыс. квартир; компания по обеспечению морского сообщения между портами Ливии и Египта и строительству гостиничного комплекса на востоке Триполи (100 млн.долл.). Динамично развивается и внешняя торговля между двумя странами. Так в 1997 г. товарооборот составил 227 млн.долл. (в 1996 г. – 187 млн.долл.). Основную часть египетского экспорта составляет продукция сельского хозяйства (кукуруза, рис), товары пищепрома, а также текстиль, одежда, кожа, химикаты и лекарства. Ливия поставляет в Египет продукцию меткомбината в Мисурате, удобрения и продукцию нефтехимии. Не входя по объему экспортно-импортных операций в число основных партнеров Ливии, АРЕ играла чрезвычайно важную роль «коридора» для доставки в Ливию различного рода грузов, в т.ч. продукции, попадающей под действие международных антиливийских санкций, в частности, запчастей для гражданских самолетов. Отношения со странами Магриба. Продвинутые отношения Ливии в политической сфере со странами Магриба, прежде всего с Тунисом и Марокко, способствуют наращиванию торгово-экономического сотрудничества. Триполи заинтересован во вложении своих капиталов в динамично развивающуюся экономику Туниса. Тунисские и марокканские рабочие обеспечивают функционирование ряда отраслей ливийской экономики. В Ливии находится порядка 60 тыс. марокканцев (из них 10 тыс. по госконтрактам) и 40 тыс. тунисцев (свыше 90% частным образом). Недорогие и достаточно качественные марокканские и тунисские товары пользуются большим спросом на внутреннем ливийском рынке. В 1997 г. по объему товарооборота с Ливией (700 млн.долл.) Тунис обогнал Египет. Марокко по этому показателю существенно уступает Тунису (1997 г. – 166 млн.долл.), но также входит в число основных ливийских партнеров. Что же касается Алжира и Мавритании, то внешняя торговля Ливии с этими государствами (т/о в 1997 г. соответственно 2,5 и 1,5 млн.долл.) не получила должного развития в силу сложных политических отношений и схожей структурой экономики (Алжир) и отдаленности наряду с низким уровнем развития экономики (Мавритания). В условиях действия антиливийских международных санкций Тунис служил для Джамахирии основным «окном» во внешний мир. Остров Джерба, расположенный в 300 км. от ливийской столицы, приобрел стратегическое значение: через его международный аэропорт, по данным протокольного департамента МИД СНЛАД, в Ливию прибывает до 95% всех иностранных делегаций. Тунис заметно выделялся среди арабских стран, неизменно выступая в ООН и в крупнейших региональных организациях за снятие с Ливии международных санкций. В Триполи рассчитывают на тунисскую поддержку и в вопросе содействия подключению Ливии к евро-средиземноморскому диалогу. Стороны, принимая во внимание ситуацию в Алжире, активно взаимодействуют в сфере безопасности, координируя усилия по борьбе с исламским фундаментализмом и незаконным обращением наркотиков. В то же время ливийцы ревниво наблюдают за набирающим силу развитием партнерских отношений Туниса с ЕС, предостерегают своего соседа относительно плана ряда западноевропейских стран создать силы быстрого реагирования с зоной действия, включающей Южное Средиземноморье. В СНЛАД с беспокойством восприняли намерение США способствовать созданию магрибинского общего рынка без участия в нем Ливии. 17 авг. 1998 г. Триполи с однодневным визитом посетил президент З.Бен Али. В период с 19 по 22 окт. 1998 г. М.Каддафи провел краткий реабилитационный период в г.Таузер (первая и единственная зарубежная поездка лидера после получения травмы бедра в июле 1998 г.). Триполи и Тунис практически ежемесячно посещают представители различных министерств и ведомств. Согласно подписанному в начале 1997 г. соглашению, Ливия поставила в тот год Тунису на 250 млн.долл. 100 тыс.т. сжиженного газа, 130 тыс.т. керосина и сырую нефть из расчета 10 гыс.б/д. Тунисская сторона компенсировала это встречными поставками широкого ассортимента продовольственных, потребительских и промтоваров на эквивалентную сумму. Цены определялись из расчета мировых. Данное соглашение весьма выгодно обеим сторонам, т.к. благодаря ему Тунис получил надежный источник снабжения энергоносителями, а Ливия товары, которые пользуются спросом на внутреннем рынке и активно используются в системе ливийских госраспределителей. Стороны запланировали ежегодно увеличивать объем товарооборота на 15%. В этих целях была расширена номенклатура товаров, не облагаемых таможенными пошлинами. Однако резкое падение цен на нефть на мировом рынке и сокращение поступлений нефтедолларов в госказну СНЛАД (бюджеты ливийских министерств были секвестированы в размере до 40%) не позволили увеличить показатели торговли, как это планировалось. Тем не менее объем товарооборота в 1998 г. сторонам удалось удержать на уровне 1997 г.(570 млн.долл.). Важным инструментом связей между СНЛАД и Тунисом в материальной сфере является работа Высшей комиссии по наблюдению за сотрудничеством (МПК по сотрудничеству). Ее XI сессия состоялась в фев. 1998 г. в Тунисе, а ХII – в ливийской столице 17-18 фев. 1999 г. Сопредседателями МПК являются премьер-министры двух стран. В рамках МПК функционируют 11 отраслевых комитетов: по экономике и финансам; промышленности и минресурсам; торговле; энергетике; предпринимателей и инвесторов; по унификации законодательства; сельскому хозяйству; социальным проблемам; рыбным ресурсам; по делам молодежи, народных и профсоюзных организаций; вопросам здравоохранения. Данные комитеты под председательством отраслевых министров проводят свои заседания в зависимости от необходимости несколько раз в год. Основным направлением экономвзаимодействия двух стран является энергетика. Проект объединения энергосистем Ливии и Туниса начинает принимать конкретные очертания. Предполагается, что уже в скором времени под совместным руководством Генеральной электрической компании Ливии и Тунисского общества по электричеству и газу может начаться строительство ЛЭП, 570 км. которой пройдет по территории Туниса, а 30 км. – по территории Ливии. Для подрядных фирм, среди которых основными претендентами считаются немецкая «Сименс» и индийская «КЕС интернешнл», предложено два отдельных контракта: по ЛЭП и по подстанциям. В финансировании проекта примет участие также Арабский фонд экономического и социального развития (центральный офис в Кувейте). В 1999 г. саудовская нефтекомпания «Нимр» приступила к сейсмическим исследованиям на совместном ливийско-тунисском нефтяном месторождении «7 ноября», на континентальном шельфе в заливе Габес. Ранее «Нимр» и малазийская «Петронас» подписали соглашение о добыче нефти (на условиях раздела продукции) с ливийской ННК и Enterprise Tunisienne d’Activites Petrolieres. За последние месяцы стороны несколько продвинулись и в вопросе строительства газопровода Ливия-Тунис (хотя оно еще не начато). С его помощью Тунис получит доступ к ливийскому газу, за который он как и за нефть и нефтепродукты сможет расплачиваться своими товарами, а Ливия через систему тунисских газопроводов выйдет на потребителей в Европе. В ходе визита премьер-министра Туниса в Триполи в авг. 1998 г. было достигнуто соглашение о совместном производстве новых видов удобрений на базе местных компонентов. Стороны изучают возможность создания холдинговой компании. В Триполи планируется открыть отделение тунисско-ливийского банка развития (цeнтpaльный офис в Тyниcе), а его деятельность должна быть существенно изменена и улучшена с целью более эффективного содействия сотрудничеству в экономсфере. Ливия заинтересована в инвестициях в экономику Туниса. Если в 1994 г. ливийский капитал полностью или частично контролировал лишь 10 объектов с объемом капвложений в 5 млн.долл., то в 1998 г. уже 24 объекта с объемом инвестиций в 24 млн.долл. По данным посольства Туниса в Триполи, в Джамахирии находится около 40 тыс. граждан этой страны, которые заняты в основном в сфере услуг и торговле, особенно «челночной». Ею занимаются также и небогатые ливийцы. Растет поток ливийских граждан, посещающих Тунис в качестве туристов. Так, с 1.01.1998 г. по 30.06.1998 г. эту страну посетило более 425 тыс.чел. (рост по сравнению с тем же периодом 1997 г. – 32%). Несмотря на благоприятную ситуацию в экономсвязях между двумя государcтвами, существует и ряд сложностей. Одна из них – проблема ливийского долга (40 млн.долл.),который возник за годы действия воздушного эмбарго. Приобретая билеты у тунисской авиакомпании, ливийские ведомства систематически задерживают платежи. Туниссцы сетуют также на то, что Триполи не предпринимает более энергичных мер по реализации крупных совместных проектов. Отношения с Мальтой. Долгое время практически все связи Триполи с внешним миром осуществлялись двумя путями: автотрассой до Туниса (750 км.) или паромом до Мальты (12 часов в пути) и далее самолетами. В зависимости от времени года от 500 до 1000 ливийцев ежедневно выбирают второй путь и, таким образом, Мальта играет роль основной перевалочной базы для ливийских бизнесменов, студентов и туристов. Даже с открытием в конце июля 1998 г. паромной линии Триполи-Катания (Италия) ключевое значение Мальты в обеспечении связи ливийцев с внешним миром практически не изменилось. В основе же внешнеэкономических отношений обеих стран лежит не столько преимущество географического соседства, сколько определенная взаимодополняемость экономик Ливии и Мальты. Мальта заинтересована в сохранении особых отношений с Ливией, т.к. она получает по преференциальным ценам нефть и продукты ее переработки для собственного потребления и для реэкспорта, а также солидную инвестиционную подпитку ежегодно в размере 10 млн.долл. через ливийскую инвестиционную компанию «Лафико». Общая сумма ливийских инвестиций на Мальте оценивается в 2 млрд.долл. Ливийцы также заинтересованы в развитии партнерства с Мальтой не только с учетом упомянутой специфики этой страны в условиях санкционного режима ООН, но и с точки зрения использования особенностей мальтийского законодательства, создающих льготные условия для осуществления финансовых операций через офшорные фирмы и банки. Мальтийско-ливийские отношения имеют солидную правовую базу. Заключено свыше 100 соглашений и протоколов в области поставок нефти и нефтепродуктов, совместных инвестиций, транспорта, связи, промышленности, торговли, науки и культуры. В течение последних лет подписаны соглашения о развитии туризма, о сотрудничестве в банковской сфере, о взаимодействии между правоохранительными органами двух стран в борьбе с наркобизнесом и контрабандой. Активно работает мальтийско-ливийская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, которая отслеживает и в необходимых случаях корректирует ход выполнения двусторонних договоренностей и контрактов. Действует также Ливийско-мальтийская торговая палата. На острове функционирует внушительная сеть как смешанных, так и чисто ливийских компаний. Их присутствие особенно заметно в частном гостинично-рекреационном бизнесе. Ливийский капитал, которому принадлежит один из лучших 5-звездочных отелей Мальты «Джерма Палас», контролирует мальтийскую гостиничную группу «Коринтия» и через нее скупает гостиницы в других странах (в 1998 г., например, в Праге куплены гостиницы «Форум» и «Панорама»). «Коринтия» владеет 21 гостиницей на Мальте, в Тунисе, Венгрии, Чехии, строит пятизвездочную гостиницу в центре Триполи (сметная стоимость 9 млн.долл.). Ливийскими инвестициями на Мальте управляет компания «Лафико», а уже построенными СП «Ливийско-арабско-мальтийская холдинговая компания» («Ламхко»). Последняя существует и успешно развивается уже 22 года, в ее ведении находятся ливийско-мальтийские фирмы, а в ряде случаев и фирмы с участием английского и итальянского капиталов. Основные члены холдинга: «Меделек свичгеар» – производство металлоизделий (с 1977 г.); МПЭ – производство электроэнергии (с 1977 г. с участием английского капитала); «Ротов Зария» – производство насосов (с 1978 г. с итальянским капиталом); «Медавия» (с 1978 г.); МТТС – торговля (с 1978 г.); «Лимидко» – инвестиционная (с 1978 г.); ППС – производство пластмассовых труб и шлангов (с 1997 г.); «Милано Дуэ» – гостиницы (с 1988 г.); «Вивальди» – гостиницы (с 1997 г.); «Молта Шипбилдинг» – судостроение (с 1976 г.). По сообщению самих ливийцев, объем их инвестиций в эти компании составляет более 50 млн.долл., а ежегодный оборот – более 80 млн.долл. На этих предприятиях занято более 2 тыс. мальтийцев. Через мальтийские офшорные банки и фирмы в год оборачивается около 170 млрд.долл. и есть все основания предполагать, что значительная часть этих денег принадлежит ливийскому правительству и ливийским частным лицам. В свою очередь мальтийские бизнесмены (25 фирм), объединившись и зарегистрировав в Ливии компанию «Лимсук» (50% мальтийского и 50% ливийского капитала), открыли сеть супермаркетов в Ливии, куда поставляют в основном мальтийские товары. Каддафи продолжает напоминать островитянам о своем присутствии в разной форме. Например, в начале 1999 г. он подарил мальтийцам 10 тыс. саженцев пальмы. Саженцы пальмы довольно большие, и все муниципальные службы Мальты были заняты какое-то время посадкой этих саженцев. Достигнуто соглашение о возобновлении ремонта ливийских судов на «Молта Драйдокс». Эти работы были приостановлены, когда в фев. 1995 г. во время ремонта здесь взорвался (из-за небрежности электросварщиков) ливийский сухогруз «Ум эль-Фаруд» (при этом погибло 9 мальтийцев). Мальта импортирует из Ливии: моторное топливо, авиационный керосин, сжиженный газ (эти товарные позиции занимают более 90% мальтийского импорта из Ливии); рыбу свежую и свежемороженую; пластмассы, а также отдельные виды эл.проводов и кабелей. Мальтийский экспорт в Ливию состоит из: машин, оборудования и комплектующих к ним; одежды и обуви, трикотажных изделий; медикаментов и хирургических инструментов; мебели; синтетической пряжи; тормозной жидкости, отдельных видов машинных масел; печатной продукции. Примечательно, что торгово-экономическое проникновение сопровождается и активной культурно-идеологической экспансией Ливии на Мальте. Так, например, в этой исконно католической стране, где практически нет своего мусульманского населения», ливийское правительство здесь купило большой участок земли и построило на нем великолепную мечеть и медресе. Успешно функционируют в Валлетте Ливийский культурный центр и курсы арабского языка. Ислам исповедуют всего лишь 50 граждан Мальты, к которым после прохождения процедуры натурализации могут добавиться еще около 350 чел. Мусульманская община в стране в целом насчитывает порядка 2500 членов – в основном бизнесмены, специалисты и студенты из арабских стран. Закон о бойкоте Израиля. Был принят в Ливии еще в 1957 г. и по-прежнему продолжает действовать на территории страны. В соответствии с данным Законом, любым физическим и юридическим лицам запрещается сотрудничать в какой бы то ни было форме как с израильскими юридическими и физическими лицами, так и с юридическими и физическими лицами третьих стран, имеющими непосредственные связи с Израилем. Действие данного закона распространяется также и на суда, хотя бы однажды заходившие в Израиль. В Ливии запрещаются какие-либо операции, обмен и торговля всеми видами товаров и ценными бумагами, имеющими отношение к Израилю. Причем под понятием «израильские товары» подразумеваются товары и продукция производства, загрузка которых осуществлялась в Израиле, а также которые были произведены вне пределов Израиля с целью их использования на пользу этого государства. Импортеры обязаны представлять документы о товаре, в котором должны содержаться следующие данные: название страны, в которой произведены данные товары; информация о том, что в процессе производства данных товаров не использовались никакие израильские материалы в каком бы то ни было количестве и качестве и что средства доставки этих товаров никогда не заходили в Израиль. Запрещен экспорт товаров в те государства, которые, по имеющейся в компетентных органах информации, реэкспортируют товары в Израиль. Также запрещается организация выставок товаров, произведенных в Израиле или сотрудничающих с ним компаниях, использование их в благотворительных целях. Лица нарушившие данный Закон, могут быть приговорены к тюремному заключению на срок от трех до десяти лет. В дополнение к тюремному заключению допускается взимание штрафа. Если в Законе 1957 г. говорится, что эта сумма не должна превышать 5 тыс.дин., то на сегодняшний момент с учетом инфляции, дополнений к данному закону и не публиковавшихся в печати инструктивных указаний штраф может достигать суммы в несколько сотен тысяч долларов