Из 3-ей главы узнаем, что поначалу народ расквартировывался в Иерусалиме, сооружал жертвенник, читал законы Моисея, устраивал праздники, создавал уставы и постановления, закреплял распорядок жизни. Но "храму Господню еще не было положено основание". Они были "в страхе от иноземных народов". Но, привыкнув к своему жилищу, помаленьку стали "выдавать серебро каменотесам и плотникам, и пищу, и питье, и масло Сидонянам и Тирянам, чтоб они доставляли кедровый лес с Ливана по морю в Яфу с дозволения им Кира, царя Персидского". Только на втором году "положили начало, и поставили левитов от двадцати лет и выше для надзора за работами дома Господня". Вспомним, кто такие левиты? Те, которым положено носить Ковчег Завета Господня, те, которым надлежит работать в скинии собрания, те, которым по рангу полагается быть в просветительной, пропагандистской, ориентирующей группе.
"Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами, и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа, по уставу1 Давида, царя Израилева". Это уже наступление активное. Священники в своем облачении, да еще с трубами и, помогающие им левиты - начинание серьезное. Рубеж страха пройден - основание положено, есть суверенитет.
"И начали они попеременно петь: "хвалите" и: "славьте Господа, ибо благ, ибо вовек милость Его к Израилю". И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня. Впрочем многие изсвященников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко; но многие и восклицали от радости громогласно. И не мог народ распознать восклицаний радости от воплей плача народного; потому что народ восклицал громко, и голос слышан был далеко". Похоже, что марксистско-ленинская теория коммунистического переустройства мира восторжествует и будет, наконец-то, принята обществом за основу, как единственно верный и правильный путь. Основание положено, остается только строить дальше.
Далее по Книге Ездры видим, что вражески настроенные против Иерусалима люди, начинают мешать строительству. "И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении; и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их ." На них писались и строчились доносы, всевозможные обвинения. Вот текст одного из доносов в Вавилон: "Да будет известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже исправили. Да будет известно царю, что, если этот город будет построен и стены восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать, и царской казне сделан будет ущерб. Так как мы едим соль от дворца царского, и ущерб для царя не можем видеть, поэтому мы посылаем донесение к царю. Пусть поищут в памятной книге отцов твоих, - и найдут, что город сей - город мятежный и вредный для царей и областей, и что отпадения бывали в нем издавна, за что город сей и опустошен. Посему мы уведомляем царя, что если город сей будет достроен и стены его доделаны, то после этого не будет у тебя владения за рекою". Донесение за рекой прочитали, и, действительно, в документах нашли, "что город этот издавна восставал против царей, и производились в нем мятежи и волнения".
А коль скоро донос был прочитан, то в Иерусалиме "сильною вооруженною рукою остановили работу их". "Тогда остановилась работа при доме Божием", и остановка продолжилась на несколько лет. Но здесь вмешиваются пророки Аггей и Захария, и снова вдохновляют руководителей строительства на продолжение работ. "Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божий, подкреплявшие их". Снова застрочились доносы. Снова просьбы вмешаться и остановить строительство. "Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога великого; и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа сия производится быстро, и с успехом идет в руках их". Далее в этом же доносе подробно излагается ответ строителей Иерусалима.