За последние годы произошли структурные изменения в экономике страны. В результате доля нефтегазового комплекса в ВВП снизилась с 80-85% до 30% в 1997-98 гг. 11% ВВП образуется за счет торговли и финансов, 10% дает промышленность, 13% – строительство, 31% – сфера услуг, 5% – сельское хозяйство. ВВП Ливии в 1998 г. составил 23 млрд.долл. В течение 1998 г. на мировом нефтяном рынке наблюдалось значительное снижение цен. К дек. 1998 г. они опустились до 8,4 долл. за баррель, что стало самым низким показателем за последние несколько лет. Если в 1997 г. средняя цена нефти достигала 19 долл. за баррель, то в 1998 г. усредненный показатель упал до 13,8 долл. Ряд мероприятии ОПЕК по стабилизации нефтяного рынка (в частности, сокращение странами-членами этой организации производства нефти с целью выравнивания спроса и предложения) не принес желаемых результатов. Для Ливии, где доминирующей отраслью экономики продолжает оставаться нефтяная промышленность, это обернулось ощутимыми валютными потерями в бюджете, в котором поступления от нефтяного экспорта традиционно являются главной составляющей. Так, в 1998 г. объем добычи нефти в СНЛАД равнялся 70 млн.т., а от ее продажи было получено 6,5 млрд.долл., тогда как в 1997 г. – 9,5 млрд. На ливийской экономике подобная ситуация сказалась самым отрицательным образом. В первую очередь, начал уменьшаться импорт в страну, а вместе с ним и товарооборот (по сравнению с 1997 г. – на 10% и 20% соответственно). В 1998 г. ливийскому руководству вновь не удалось обеспечить бездефицитноеть бюджета, реальные расходы по которому превысили запланированную смету на 5-10%. Дефицит ВВП составил 3 млрд.долл., сократившись по сравнению с 1997 г. на 0,5%. Сложившееся положение не может не тревожить ливийские правящие круги, которые справедливо рассматривают рост инфляции, дефицит бюджета как один из факторов ухудшения социально-экономической обстановки в стране. Уже в 1998 г. руководство СНЛАД начало предпринимать меры, которые по его мнению, могли бы стабилизировать ситуацию в сфере экономики. Так, в ноябре 1998 г. была проведена девальвация официального обменного курса ливийского динара к доллару – с 0,38 лив.дин. за 1 долл. до 0,45 лив.дин. за 1 долл.
Между тем многие импортные товары по-прежнему приобретаются ливийскими торговцами за рубежом по курсу 2,8-3 лив.дин. за 1 долл.
(данный официальный курс действует и в настоящее время). Таким образом, девальвация практически не уменьшила разрыв между официальным и черным курсом динара,
и инфляция продолжает набирать обороты (в 1998 г. она составила 24%). В сфере бюджетной политики ливийским правительством официально провозглашена линия на «предельную экономию». На сессии ВНК, проходившей 8-15 дек. 1998 г., был представлен бюджет на 1999 г. в сумме 5,3 млрд.дин. (13,2 млрд.долл. по официальному курсу). Вновь в качестве одной из главных его доходных статей заявлена планируемая выручка от экспорта нефти – 3,27 млрд.дин. (7,26 млрд.долл.). Выступая на сессии минфинансов Ливии М.Бейт Аль-йаль заявил, что госрасходы будут сведены к «строгому минимуму» в 4,9 млрд. лив.дин. (10,9 млрд.долл.). Объявлено о резком сокращении расходов на представительства СНЛАД за рубежом и организацию различных торжеств. Не будет новых инвестиционных затрат; проекты, еще не начавшие осуществляться и не зафиксированные в бюджете, замораживаются на неопределенное время. По оценкам, в целом инвестирование сократится на 25-30% (это, однако, не коснется нефтяного сектора и ряда проектов в области энергетики). В целях экономии валюты иностранным фирмам запрещено заключать контракты на строительство общественных зданий, школ, дорог и малых электростанций. Центральное казначейство в будущем сможет распоряжаться налоговыми сборами шаабий (шаабийя – новая административно-территориальная единица в Джамахирии), которым запрещено расходовать получаемые ими в качестве дохода средства. В свою очередь, ЦБ отказался от практики обмена по льготному курсу 500 долл. ливийским семьям, выезжающим за рубеж, мотивируя это истощением валютных резервов страны (в период с июня 1997 г. по сент. 1998 г. на эти цели израсходованы 356 млн.долл.). Минфин предупредил, что возможно возникновение трудностей с оплатой труда рабочих-бюджетников (их насчитывается около 700 тыс.). Планируется заморозить найм на работу и побуждать госслужащих к более раннему уходу в отставку. Неясно, однако, смогут ли они найти себе применение в других секторах ливийской экономики. Между тем в условиях сокращения притока нефтедолларов одним из выходов из сложившейся ситуации могла бы стать именно диверсификация экономики, стимулирование развития промышленности и сельского хозяйства. К этому на протяжении 1998 г. неоднократно призывал ВНК, отдавший распоряжение минпланирования провести работу с целью определения приоритетных индустриальных проектов, которые способны были бы создать альтернативный нефти источник прибыли. Ливийская экономика, за исключением поддерживаемого отечественными и иностранными инвестициями нефтегазового сектора, стагнирует с середины 1980-x гг., и на сегодня ее доля в ВНП составляет лишь 42%, причем этот показатель имеет тенденцию к снижению. Развитие же торговли и частного бизнеса тормозится как санкциями, введенными против Ливии СБ ООН в 1992-93 гг., так и в определенной степени негативным отношением к этим явлениям официальных властей, видящих в коммерсантах «людей, стремящихся к неограниченной наживе и баснословным доходам». По этой причине они периодически подвергаются жесткому контролю. Попытки ливийского руководства провести косметический ремонт экономики вряд ли могут увенчаться успехом в условиях джамахирийской системы. Поправить положение способно ощутимое повышение цен на мировом нефтяном рынке, чего последовательно добивается СНЛАД. Еще в январе 1996 года она через министерство энергетики призывала страны-члены ОПЕК существенно понизить свои нефтяные квоты, выразив готовность сделать это первой. В конце марта 1999 г. ОПЕК, наконец, удалось не только договориться о сокращении добычи нефти (на 1,3 млн. б/д), но и согласовать свои действия с крупнейшими государствами-экспортерами, не входящими в эту организацию (Россия, Мексика). К началу апреля впервые в 1999 г. цена за 1 баррель нефти поднялась до 14,3 долл. Стабилизация мирового нефтяного рынка может отчасти смягчить кризис ливийской экономики, нуждающейся, тем не менее, в рыночном реформировании и постепенной либерализации.