2.3. Обучение технике
Техника — это тот аспект любого вида спорта, который подразумевает овладение спортсменами именно теми видами движений и теми способами выполнения действий, которые характерны для данного конкретного вида спорта. Способов и методик преподавания техники существует великое множество, но все они включают в себя выполнение определенных упражнений и отработку приемов.
Упражнение
– это целенаправленное, специально организованное и неоднократно повторяющееся выполнение действия. Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками
. Начиная выполнять действие, человек, владеющий навыком этого действия, не обдумывает его заранее, не выделяет из общей композиции действия какие-либо отдельные частные элементы. В этом состоит главное отличие навыка от умения, которое подразумевает концентрацию внимания на каждом отдельном элементе действия при его исполнении (3).
Прием
— это законченное техническое действие, являющееся серией строго обусловленных действий и ставящее целью достижение заданного конкретного результата в заданной ситуации. В спортивных единоборствах роль приемов видна как нигде. Для успешного овладения тактикой поединка спортсмен должен достаточно прочно освоить стандартные способы реагирования (уклонения, контратака, броски, удержания) на стандартные ситуации, в частности, виды атаки (захват, удар, комбинированная атака). Прочное усвоение основных приемов позволяет свободно варьировать способы реагирования в зависимости от конкретной ситуации. Например, на выбор конечного приема при свободной защите от фиксированного способа нападения в айкидо (дзию вадза) влияют такие факторы как вес партнера, степень его чувствительности к действиям обороняющегося, ловкости и гибкости, мощь атаки, свободное пространство и физические параметры самого защищающегося.
Восприятие техники занимающимся меняется с возрастом и с дальнейшим ростом мастерства. Переосмысление элементов техники, совсем недавно казавшихся азбучными истинами — признак роста спортсмена в профессиональном плане. А поскольку освоение техники единоборств требует в значительной мере задействования образного и интуитивного мышления, возрастной критерий в обучении спортсменов выступает на передний план.
2.3.1. 9-11 лет.
Обучение младших школьников техническим элементам и приемам нерационально, поскольку сознание ребенка еще неспособно вместить в себя целостные картины сложных технических действий с элементами тактики, каковыми являются приемы. Поэтому можно говорить об игровой форме обучения, в ходе которой ученики незаметно для себя осваивают самые простейшие элементы техники (положения тела, перемещения, правильное дыхание), которые при правильном воспитании могут стать основой будущего мастерства. Игры помогают также заложить в сознание детей и начала тактики. Набор игровых упражнений может быть очень разнообразным и зависит исключительно от выдумки тренера. Главное, как уже говорилось выше — тренировка должна закладывать в учеников позитивный настрой, веру в свои силы, учить их раскрепощаться телесно и духовно.
2.3.2. 12-14 лет.
Начиная с этого возраста, ученики способны воспринимать и воспроизводить сложные технические действия, самостоятельно вычленяя из них знакомые базовые элементы. Поэтому в обучении считается возможным применять базово-кустовой метод, предполагающий разучивание отдельных элементов движения с последующей их композицией в единое целое (прием). Подростки активны, ищут альтернативы, анализируют и сравнивают условия и способы взаимодействия партнеров, то есть интуитивно осваивают тактические навыки. Задача тренера — ни в коем случае не мешать ученикам мыслить самостоятельно, но исподволь подталкивать их к правильному решению, позволяя им “дойти” до всего самим.
2.3.3. 15-18 лет и старше.
Начиная с 15 лет, ученики приобретают достаточную самостоятельность и уверенность в себе, чтобы двигаться к вершинам мастерства под чутким руководством тренера, который снова становится для них существенным авторитетом. Тренер выступает в качестве консультанта, разъясняя мельчайшие нюансы движений и оставляя за учениками право самостоятельно конструировать рисунки приемов в зависимости от морфометрических и психических особенностей каждого.
Независимо от возраста и пола учеников, тренер как профессиональный педагог должен учитывать индивидуальные различия занимающихся и строить образовательный процесс таким образом, чтобы максимально полно раскрыть способности каждого