Айкидо

Айкидо, являясь разновидностью японских будо (боевых искусств), представляет собой превосходно сбалансированную систему физического, психического и духовного воспитания личности. Специфическая философия айкидо, граничащая с религией, также представляет огромный интерес для исследователей и заслуживает отдельного изучения.

Айкидо отказываются причислять к спорту как сами айкидоисты (этот термин нарочно использован вместо японских понятий айкидзин и айкидока, чтобы подчеркнуть “западность” позиций автора в этом вопросе), так и теоретики спорта, поскольку принципиальное отсутствие каких-либо соревнований  не позволяет охарактеризовать его как вид спорта. Однако айкидо все же более спорт, чем просто физическая культура, поскольку постоянное стремление к повышению мастерства и оттачивание навыков — черта, характерная для высшего спорта (6). Да и пресловутое отсутствие физических нагрузок, которым так гордятся айкидоисты — не более чем миф (достаточно вспомнить “Адский зал” основателя айкидо Морихэя Уэсибы).

В последнее время айкидо приобретает все больше поклонников и последователей по всему миру. Такие характерные черты этого искусства, как демократичность требований к уровню физической подготовки, возрасту и полу занимающихся, кажущееся отсутствие больших физических нагрузок, красота и гармоничность движений, очевидная несоревновательная направленность, привлекают к нему тысячи людей самых разных возрастов и профессий. Это и спортсмены со стажем, собирающиеся повысить уровень своей общей подготовки, и люди со слабым здоровьем, желающие его поправить, и люди экстремальных профессий (военные, охранники, милиционеры), и дети самых разных возрастов, и многие, многие другие.

Совершенно очевидно, что японская методика тренировок, рассчитанная на человека с восточным (а более конкретно — с японским) менталитетом и основывающаяся на тысячелетней традиции передачи знаний, неприменима в оригинальном виде при обучении спортсменов-европейцев и требует определенной адаптации к западным условиям, с учетом сложившихся на Западе традиций обучения спортсменов.

Гипертрофированный коллективизм, слепое подчинение авторитету старшего, стремление принадлежать какому-либо кай (обществу людей, связанных единой идеей) или иэ (родовой общине), веками вырабатывавшиеся в Японии, являются залогом успешного роста айкидоистов в техническом и духовном плане (8).

Однако при столкновении с прагматическим мышлением европейских спортсменов-индивидуалистов традиционная методика часто терпит крах, поскольку требует полной перестройки сознания занимающихся на японский лад, а это удается лишь отдельным энтузиастам. Основная же масса занимающихся айкидо чаще всего воспринимает лишь технику, и часто достигает хороших результатов, однако дальнейший прогресс  в техническом плане оказывается практически невозможным из-за отсутствия духовной наполненности отрабатываемых действий.

Другая, не менее важная проблема обучения айкидо — возраст занимающихся. С какого возраста можно начинать тренировки? Какие требования имеет смысл предъявлять к малолетним спортсменам? Какие подходы использовать при обучении детей и подростков, а ведь они составляют весьма значительный процент занимающихся? На эти вопросы до сих пор не получено четких ответов. Обучение детей либо предполагает слепое копирование схем построения тренировок для взрослых с поправкой на возраст занимающихся, либо обусловлено субъективно-интуитивным видением каждого отдельного тренера.

Объективная необходимость дифференциации подходов в обучении спортсменов различных возрастных категорий давно назрела. В представленной работе делается попытка обобщения имеющегося в данной области отечественного опыта и  применения его в виде конкретных рекомендаций по организации тренировок.