2.2.1. 9-11 лет.
Следить за соблюдением дисциплины в группах младшего школьного возраста весьма сложно. Дети понимают, чего требует от них тренер, и даже осознают необходимость существования определенных предписаний и норм поведения в зале. Однако в силу недостаточной концентрации и отсутствия самоконтроля и самооценки дисциплинарные нормы поведения быстро теряют для них свою актуальность. Например, сколько бы тренер ни требовал тишины, во время тренировки в зале всегда стоит мерный гул. Требования этикета восточных единоборств с его поклонами и формулами приветствия на иностранном языке — отдельный вопрос. Тренер не имеет права предъявлять к детям те же требования безукоризненного соблюдения этикета, что и к взрослым. Важно помнить, что приоритетным мотивом посещения детьми спортивной секции было и остается не стремление приобщиться к чуждой, хотя и экзотической культуре, а желание удовлетворить потребность в движении. Дети должны быть ознакомлены с основными правилами поведения — и только. В число задач тренера в этом плане входит слежение за тем, чтобы на тренировках поддерживался некий оптимальный, присущий только данной конкретной группе уровень дисциплинированности, с тем чтобы не допускать атмосферы беспорядка и вседозволенности, но и не перегружать сознание учеников, и без того занятое осмыслением новых движений, дополнительными сдерживающими директивами. В качестве наилучшего пути решения этой задачи можно предложить совместное обсуждение и утверждение собственного кодекса поведения и наказаний за его нарушение. Инициативу в этом вопросе следует предоставить ученикам, и они будут беспрекословно выполнять все предписания кодекса, который они сами же и придумали. Некоторые рекомендации тренерам выглядят так:
Никогда не порицать за нарушение дисциплины публично.
Никогда не наказывать по подозрению.
Никогда не наказывать лично, предоставляя коллективу самому наказывать провинившегося.
Уметь прощать мелкие нарушения.
Вообще же, золотое правило тренировок звучит так: “Тренировка должна рождать лишь позитивные эмоции”.
Если требования дисциплины противоречат этому правилу — их необходимо пересмотреть.
2.2.2. 12-14 лет.
Усиление потребности принадлежности к общине в этом возрасте помогает тренеру, оперируя категориями, присущими общинному сознанию, существенно повысить уровень дисциплинированности в зале. Подростки более осмысленно воспринимают правила восточного этикета и спортивной этики, осознанно стремятся следовать им. Однако чрезмерное давление со стороны тренера способно вызвать проявления недовольства и неповиновения, когда ученики “назло” отказываются выполнять требования наставника. Начало половой идентификации знаменуется ростом самосознания подростков и стремлением к независимости. Тренер должен чутко улавливать настроение учеников и, опираясь на знание подростковой психологии, использовать правильную мотивацию. Атмосфера, царящая на тренировке, должна быть в полной мере отражена в формуле: “Мы все пришли сюда заниматься ради собственного блага. Мы уважаем всех присутствующих и требуем такого же уважения по отношению к себе”.
2.2.3. 15-18 лет.
Поздний пубертатный период характерен тем, что подростки крайне недоверчиво относятся к любой информации, приходящей к ним от взрослых и склонны оспаривать ее. К этой возрастной особенности психики тренер обязан отнестись как к объективному явлению и направить все свои усилия на то, чтобы в зале царила атмосфера радости, товарищества и взаимного уважения. Авторитет тренера отныне базируется не на авторитарном доминировании, а на отношении к каждому ученику как к самостоятельной личности, каковой тот себя считает. Самыми грубыми ошибками в отношениях со старшими подростками могут быть:
Недостаток внимания;
Формализм в отношениях;
Чрезмерная опека и контроль.
2.2.4. 19 лет и старше.
Этот возраст наиболее благодатен для насаждения жесткой дисциплины, поскольку спортсмены старшего возраста приходят в зал с закрепленными стереотипами общинного поведения, которые лишь подвергаются небольшой корректировке со стороны тренера с целью адаптировать их под нужды данного вида спорта. Однако для тренера очень важно соблюдать определенную дистанцию между собой и учениками, не допуская панибратских отношений. Это в особенной степени касается взаимоотношений со спортсменами, превосходящими тренера по возрасту и в силу этого могущих несколько пренебрежительно относиться к его требованиям. С такими людьми необходимо провести разъяснительные работы, призванные указать на более старший социальный возраст тренера.