1.1.1. 9-11 лет.
Этот возраст является наиболее сенситивным к развитию координации, гибкости и двигательной реакции. Поэтому большую часть тренировки должна составлять разминка, включающая многочисленные и разнообразные упражнения на растяжку, развитие равновесия, ритмичности, акустической и оптической реакции. Она может включать следующие упражнения:
- статическое и динамическое балансирование на одной ноге;
- всевозможные скрутки, маятниковые наклоны;
- выполнение обычных действий из нестандартных положений или нестандартным образом (например, упражнение из арсенала айкидо – передвижение на коленях, бег с подниманием колен до уровня груди, прыжки с приземлением на разные ноги и пр.);
- выполнение определенных действий по сигналу (например, кувырков по хлопку) и под счет.
Каких либо упражнений на развитие физической силы и анаэробной выносливости, скоростно-силовых качеств следует всячески избегать, несмотря даже на (такое бывает достаточно часто) просьбы со стороны учеников. В этом возрасте подобные упражнения чрезвычайно опасны и чреваты заболеваниями суставов, искривлением позвоночника и замедлением роста скелета. По возможности желательно проводить занятия на открытом воздухе и предоставлять детям самостоятельно дозировать нагрузку.
1.1.2. 12-14 лет.
В связи с возрастными изменениями у подростков в этом возрасте могут иметь место некоторые нарушения координации, проявляющиеся в потере ориентации после кувырков и резких разворотов. Необходимо продолжать развитие координации, расширяя и углубляя двигательный багаж, что означает освоение спортсменами новых двигательных умений и доведение имеющихся до уровня навыков. Весьма полезным именно в этом возрасте является развитие скорости двигательной реакции и быстроты. С этой целью ученики могут выполнять следующие упражнения:
Бег с резкими ускорениями на отдельных участках дистанции;
Бег и перемещения на коленях наперегонки;
Челночный бег.
Поскольку в этом возрасте начинается углубленное изучение техники, требующее устойчивого навыка страховки при падениях, ученику необходим мышечный корсет, предохраняющий внутренние органы от повреждения. Его формирование должно происходить не за счет повышенных силовых нагрузок, а за счет повышения интенсивности упражнений на развитие гибкости. Сюда можно добавить подъемы туловища из положения лежа, подъем ног в висе, ходьбу на руках с партнером, приседания, отжимания. Объемы подобных упражнений должны быть ограничены (не более 15-20 раз за подход и не более 2 подходов за тренировку) и обязательно перемежаться упражнениями на растяжку. Соблюдение этих правил способствует воспитанию мобильных, гибких, быстрых спортсменов, отвечающих требованиям айкидо.
2.1.3. 15-18 лет.
Продолжающееся поддержание и развитие гибкости, быстроты и координации может и должно быть дополнено солидной силовой подготовкой. Упражнения на развитие силы и выносливости могут быть весьма разнообразными, но непременно должны быть наполнены в части объемов и интенсивности. Практически тренировки старших школьников копируют тренировки взрослых спортсменов средней ступени. Однако тренеру необходимо очень внимательно наблюдать за физическим состоянием учеников и вовремя отслеживать появляющиеся аномалии. В случае выявления отклонений необходимо выработать для подростка временную индивидуальную программу развития, действующую до тех пор, пока отклонения не исчезнут.
2.1.4. 19 лет и старше.
Полностью сформировавшиеся спортсмены доставляют тренеру меньше всего хлопот. Однако и эта категория занимающихся должна подвергаться дифференциации по отношению учеников к тренировкам. Понятие “19 лет и старше” включает в себя как молодых спортсменов 20-25 лет, ориентированных на дальнейшее повышение технического и физического уровня, так и социально молодых учеников 40-50 лет, обладающих пониженными силовыми, скоростными и гибкостными качествами. Естественно, спортсмены разных возрастов преследуют совсем разные цели. Если не учитывать индивидуальных мотивов, мобилизовавших людей на занятия данным видом спорта, легко добиться непонимания и неприятия со стороны учеников, что сводит на нет все дальнейшие усилия тренера по повышению уровня учеников. С целью решить данную проблему представляется целесообразным регулярно и с определенной периодичностью проводить анкетный опрос занимающихся, призванный оценить отношение каждого конкретного ученика к тренировкам, тренеру и даваемому материалу.
Дисциплина
Одним из важнейших факторов, способствующих быстрому духовному и техническому росту занимающихся, является создание на время тренировки особой атмосферы максимальной работоспособности, что достигается неукоснительным следованием предписанным правилам поведения и дисциплинарным требованиям. Объективная выгода от соблюдения дисциплины заключается в том, что при грамотной организации тренировки экономится значительная часть времени, тратящегося на поддержание порядка, что намного повышает эффективность тренировки. Однако при определении дисциплинарных требований необходимо всегда иметь в виду особенности организации спортсменов разных возрастов.