Опираясь на вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что унифицированный подход в обучении смешанных групп неприемлем в принципе. Как видно из таблицы 1 (Приложение 1), составленной по данным опроса спортсменов разных возрастных категорий, посещающих тренировки ступинского филиала клуба “Коинобори”, занимающиеся младшего возраста испытывают некоторые трудности, связанные с несоответствием уровня физической подготовки даваемым нагрузкам, неполным осознанием необходимости соблюдения дисциплины и спортивного этикета и неадекватным восприятием преподаваемого материала, в то время как старшие спортсмены изнывают от слишком маленьких, по их понятиям, нагрузок и однообразия выполняемых упражнений. Таким образом, более предпочтителен в этой ситуации дифференцированный подход, идеален — индивидуальный.
Физическая подготовка
Главный принцип при определении структуры тренировочных упражнений и объема и интенсивности нагрузок должен звучать так: “Тренировки детей — это не копии тренировок взрослых спортсменов с заниженными нормативами”.
Тренер должен осознавать различия, как физиологические, так и психические, существующие между спортсменами разных возрастов и требовать от каждого ученика только того, что тот реально может сделать. При первом же знакомстве с учеником тренер обязан максимально точно определить его прогностичные доминантные признаки (для этого желательно лично позаниматься с ним какое-то время или хотя бы понаблюдать за его поведением на общей тренировке группы). Высокие показатели в сочетании с морфометрическими особенностями могут свидетельствовать об акселерации, низкие, нехарактерные для данного возраста — о ретардации. И с теми, и с другими детьми тренер обязан работать по строго индивидуальной программе.
Существенной частью тренировки, важность которой невозможно переоценить, является разминка. От продуманности разминочной программы зависит готовность спортсмена к усвоению специфических технических элементов, то есть в конечном счете — его прогресс на пути к мастерству. Требования к разминке:
· Относительно невысокая интенсивность. Следует дозировать нагрузки таким образом, чтобы упражнения не вызывали у учеников чрезмерной усталости, а, наоборот, способствовали мобилизации организма перед последующим освоением технических элементов. Упражнения, требующие большего напряжения (приседания, наклоны, прогибы, изометрические упражнения, растяжка) должны выполняться не более 10 раз за подход и не более 1-2 подходов за тренировку. Более легкие упражнения (разминка суставов, балансирование, кувырки) можно выполнять 15-20 раз за подход 3-5 подходов за тренировку.
· Разнообразие упражнений. Упражнения должны быть так подобраны по интенсивности и амплитуде, чтобы параллельно-последовательно развивать все группы мышц и суставы. Например, при наклонах вперед-назад основная нагрузка приходится на поясницу, меньшая — на мышцы спины. При выполнении после этого упражнения наклонов вбок или поворотов корпуса поясница разгружается, в то время как нагрузка на спину сохраняется. Следующее упражнение, вращение таза, снимает нагрузку и с поясницы, и с мышц спины, задействуя тазобедренные суставы. Такое чередование упражнений позволяет подготовить тело спортсмена к предстоящей тренировке, не вызывая сильного утомления.
· Последовательность. Разминка должна осуществляться по определенному, заранее разработанному сценарию. Можно выделить несколько этапов разминки:
- разогревающие упражнения (бег, прыжки на месте);
- последовательная разминка суставов и мышц, осуществляемая сверху вниз (шея, плечевой пояс, поясница, таз, колени и стопы);
- интенсивная разминка, подразумевающая быструю смену уровней и характера движений (махи ногами и прыжки из приседа, скрутки, чередующиеся прогибы, калейдоскоп силовых упражнений);
- упражнения на расслабление, позволяющие снизить усталость, сохраняя тонус мышц (те же прыжки на месте, свободные махи конечностями).
· Специализированность. Уже в процессе разминки спортсмены должны осваивать основы техники, завуалированные под общеукрепляющие упражнения. Вся разминка представляет собой единую композицию, по гармоничности и красоте движений и плавности переходов от одних упражнений к другим напоминающую танец или распространенные в системах обучения единоборствам комплексы формальных упражнений. Цель специализированной разминки — не только общее физическое развитие, но и прививание ученикам культуры движения, необходимой для более быстрого постижения техники.
Интенсивность и характер разминочных упражнений варьируется в зависимости от возраста и уровня физической подготовки занимающихся, однако общие принципы должны сохраняться.