3. Макроэкономика Ливии. Основа ливийской экономики – нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. В 1998 г. добыча нефти составила 73 млн.т. (в 1997 г. – 83,2 млн.т.), а производство нефтепродуктов – 20 млн.т. По разведанным запасам этого сырья (до 4 млрд.т.), а также по уровню дохода на душу населения (около 6 тыс.долл. в год) Ливия занимает одно из первых мест в Африке. Имеются крупные запасы железной руды (3,5 млрд.т.), газа (в 1998 г. добыто 12,1 млрд.куб.м.), фосфатов, гипса. ВВП в 1998 г. составил 23 млрд.долл. (в 1997 г. – 23,9 млрд.долл.) и формировался за счет нефтегазового сектора (30%), сферы услуг (31%), торговли и финансов (11%), промышленности (10%), строительства (13%), сельского хозяйства (5%). Среди крупнейших объектов обрабатывающей промышленности – меткомплекс в г. Мисурата (в настоящее время производство доведено до 800 тыс.т. металла в год), несколько НПЗ, предприятия по производству цемента, труб, электрокабелей, тракторо- и автосборочные заводы. Легпром представлен сетью небольших предприятий по производству тканей, пошиву одежды и обуви, выделке кож и т.п. Пищевая отрасль развита относительно слабо. Социально-экономическое развитие страны до середины 80-х гг. осуществлялось на плановой основе (по пятилеткам). Доля госсектора в промышленности достигает 90%, в сельском хозяйстве – 25%. Собственной квалифицированной рабочей силы не хватает, около половины занятых в народном хозяйстве (более 1 млн.чел.) – иностранцы, прежде всего египтяне, а также выходцы из соседних африканских государств. В то же время имеет место высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи (до 30%). Инфляция в 1998 г. составила 24% (в предыдущие годы была на уровне 35-40%). В связи с общей неблагоприятной динамикой цен на мировом нефтяном рынке в последние годы и, как следствие, – значительным снижением доходов от экспорта нефти (с 22 млрд.долл. в 1980 г. до 10 млрд. в 1992 г. и 6,5 млрд. в 1998 г., когда в результате обвального падения цен на нефть экспортная выручка СНЛАД по сравнению с 1997 г. сократилась на 30%) валютно-финансовое положение Ливии осложнилось. Вместе с тем страна сохраняет достаточно высокую платежеспособность (золотовалютные резервы достигают 7 млрд.долл.). Внешняя задолженность оценивается на уровне 7 млрд.долл. Доминирующую роль во внешнеэкономических связях СНЛАД играют Италия, ФРГ, Великобритания, Франция, Испания, Япония, Ю.Корея – 75% общего их объема. Товарооборот Ливии с зарубежными государствами в 1998 г. составил 12,7 млрд.долл. (в 1997 г. – 16 млрд. долл.). Транспорт и связь. В Ливии нет железных дорог. Крупнейшая автомагистраль современного типа протяженностью 1882 км. проходит вдоль побережья Средиземного моря от границы с Тунисом до границы с АРЕ. Построены автомагистрали, связывающие Триполи с г.г. Себха и Гат (1350 км.) и г. Адждабия с оазисом Куфра (626 км.). Общая протяженность шоссейных дорог превышает 15 тыс.км. В 1975 г. была создана авиакомпания «Либиан Эраб Эйрлайнс», осуществлявшая до 15 апр. 1992 г. полеты из Триполи и Бенгази в Дамаск, Бейрут, Рабат, Алжир, Тунис, Париж, Рим, Афины, Москву и Софию. Согласно резолюции СБ ООН №748 от 31 марта 1992 г. в отношении СНЛАД действовало воздушное эмбарго (приостановлено с 5 апр. 1999 г.).
Крупнейшие гражданские аэропорты: Триполи, Бенина (Бенгази), Себха, Гадамес. Морские порты: Триполи, Бенгази, Тобрук, Мисурата, Дерна, Марса-Брега. Ежегодная пропускная способность ливийских портов 80 млн.т. В конце 80-х гг. М.Каддафи предпринимает шаги по либерализации в экономической и политической сферах. Стали поощряться кооперативные формы собственности, частная торговля, были освобождены многие политзаключенные, разрешен свободный въезд и выезд из страны. В июне 1988 г. по инициативе руководителя СНЛАД чрезвычайная сессия ВНК провозгласила т.н. «Зеленую декларацию прав человека в эпоху народных масс», частично заменяющую конституцию, которая отсутствует в соответствии с положениями ТМТ. В настоящее время в стране проводится кампания разгосударствления, акционирования и даже приватизации некоторых, в т.ч. крупных, производственных предприятий (вплоть меткомбината в Мисурате). В качестве насущно важных целей провозглашены освоение природных ресурсов, альтернативных нефти и газу, достижение самообеспечения СНЛАД продовольствием, ускоренное развитие внутренних районов страны и т.п. Нефтегазовый комплекс, включающий в себя нефтегазодобывающую, нефтеперерабатывающую и нефтехимическую отрасли, является базисом ливийской экономики. На его долю приходится более 90% доходной части бюджета и 95% валютных поступлений. Доходы Ливии от экспорта нефти составили в 1996 г. 8,2 млрд.долл., а в 1997 г. – 9 млрд.долл.