К сожалению, нередко врачи нарушают данное этическое правило и своих менее квалифицированных коллег пытаются представить в предельно неприглядном виде, как несведущих в лечении данной болезни. Особенно такое поведение врачей практикуется в тех странах, где существует частная практика и из-за погони за большим количеством пациентов, а следовательно и за получением более значительных гонораров, один врач дискредитирует другого. Но подобного рода случаи отмечаются и в нашей действительности, где вся основная медицинская помощь осуществляется врачами государственных медицинских учреждений. В таких случаях нарушение элементарных этических норм объясняется эгоистическим поведением таких врачей, жаждущих в какой-то степени возвыситься над своими товарищами и тем самым создать себе больший авторитет.
С подобным явлением в медицинской практике истинные врачи уже давно ведут борьбу. Известный русский ученый С П. Боткин еще в прошлом веке по данному вопросу писал: "Каждая наша диагностика есть в сущности только гипотеза, то более, то менее вероятная гипотеза, и мы не можем отказаться от построения ее. каким бы запутанным ни был данный случай". Исходя из этого, он считал, что к каждому врачу нужно относиться с уважением. Распознавание болезни - сложный вопрос, и поэтому ошибаться может каждый врач, и нужно к нему относиться с уважением. А если он и ошибся, то без оскорблений его ему нужно помочь.
Однако отношения между врачами не ограничиваются лишь указанными примерами. Весьма важны их отношения не только при подобных ситуациях, а в их повседневной работе. Нормальным этическим состоянием врачебного коллектива должна быть единая целеустремленность, постоянное взаимоуважение друг к другу. Только в таких случаях может сохраняться высокий авторитет каждого врача и вместе с тем всего коллектива. Если же кто-либо из врачебного коллектива ради своего престижа будет клеветать на своих коллег, распространять слухи об их низкой квалификации, то не может быть элементарного этического порядка в таком коллективе.
Неправильным остается на протяжении длительного периода времени неправильное поведение врачей, отрицательно влияющее на психологическое состояние больного, когда приглашенный на консультацию врач, после осмотра больного, в его присутствии отвергает ранее поставленный диагноз. Желая показать свою большую осведомленность, эрудицию и знания перед другими врачами и больными, он совершенно не думает о том, какое смятение он вносит в душу больного, который начинает в возбужденном состоянии осознавать свою "новую" болезнь со всеми ее угрозами и последствиями, что ни в коей мере не способствует улучшению общего состояния больного. В принципе случаи могут быть, когда врач-консультант действительно может поставить другой, истинный диагноз, Но это должно быть сделано более тактично в кабинете врача без присутствия больного. В таких условиях врач-консультант может не только высказать свое предположение о диагнозе, но и убедить лечащих врачей в этом, одновременно ответив и на их возражения, если они имеются. Врачи же позже в спокойной обстановке без излишнего возбуждения больного могли бы рассказать ему, в чем заключаются его страдания. Нельзя сказать, что эта обыденная истина неизвестна врачам. Здесь "работают" другие факторы. Либо врач некритически относится к своим действиям, либо он "опьянен" своим превосходством над другими врачами и пытается показать себя во всем своем величии. В подобном случае слово врача-консультанта носит явно негативную реакцию. Оно не мобилизует больного на выздоровление, а наоборот, вносит в процесс выздоровления деструктивную реакцию через психологическое волнение. Аналогичное положение возникает в том случае, когда консультант не отменяет диагноз, а также в присутствии больного ту же болезнь называет по-иному, другим синонимом, неизвестным больному. Так, вместо ранее установленного диагноза - неврастения - консультант может назвать ту же болезнь гипостенией, гиперастенией, вегетоневрозом и т.д. Такие поправки или уточнения вполне закономерны, однако не в присутствии больного. То же самое касается и назначения консультантом новых лекарственных средств, название которых может вызвать у больного неоднозначную реакцию. Консультант вправе это сделать, но опять-таки тактично, в кабинете врача при записи в истории болезни больного результатов своей консультации. В жизни почти не бывает таких моментов, чтобы консультант, посмотрев больного, сказал - диагноз правильный, лечение правильное и ушел. Чаще всего консультант хоть что-то крохотное, незначительное даже при правильном диагнозе и лечении внесет свое. Поэтому при всех таких случаях должна быть соблюдена тактичность, этические правила и по отношению к своим коллегам, и по отношению к больному.