Нравы и обычаи людей начали формироваться еще в доисторические времена. Они служили как бы основными правилами, регулирующими отношения между людьми. И хотя представления их о добре и зле многократно изменялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречило друг другу, тем не менее они способствовали формированию общечеловеческих ценностей, которые в течение веков выкристаллизировались в высокогуманные принципы. Не все они являются однозначными для различных государств, особенно тех, которые отличаются по своему социальному устройству. И тем не менее между ними находятся такие, которые являются приемлемыми для каждого человека.
Есть и в медицине такие обязательные правила, сформулированные еще во времена Гиппократа, дожившие до наших дней. И их можно назвать вечными истинами. Особый вклад в медицинскую нравственность внес английский правовед И.Бентам, активная деятельность которого приходится на рубеж между XVIII и XIX веками. Его "правила" должных отношений врача к больному, а также отношений врача к врачу, названные деонтологией, не утратили своей значимости и в наши дни, как в России, так и во всех зарубежных странах.
Труд врача является весьма сложным. Недаром А.П. Чехов в письме к А.С.Суворову писал: "У врачей бывают отвратительные дни и часы, не дай бог никому этого . Те отвратительные часы и дни, о которых я говорю, бывают только у врачей'. Работа врача весьма нервная, и недаром при обследовании состояния их здоровья в начале 70-х годов было установлено. что неврозами они страдают в два раза больше, чем инженеры.
По зарубежным данным, врачи от кардиосклероза умирают в два раза чаще, чем другие специалисты. И это не от того, что они предрасположены к указанной болезни, это результат их напряженной работы с психологической точки зрения. Такова их участь заботиться о больных, не уделяя должного внимания своему здоровью. Недаром еще в XVII веке известный голландский врач Николаас ван Тульпа, который одновременно был бургомистром г. Амстердама, в результате своей напряженной врачебной работы высказал мысль, которая стала для врачей неумирающим афоризмом - 'Светя другим, сгораю caм."(Allis inserviend consumora).
Ныне нравы людей в значительной степени упростились и теперь в медицинских учреждениях можно увидеть врачей и средних медицинских работников в затертых джинсах, плохо выбритых, не причесанных, без галстуков, в мятых халатах и т.д. Конечно, мода распространяется и на медицинских работников, но в таких случаях они не являются носителями санитарно-гигиенической культуры, не несут ее в народ, не влияют на их сознание. В затертых джинсах можно, конечно, ходить во дворе, сходить в магазин и на стадион, но в медицинских учреждениях врачи должны быть носителями самой высокой культуры, примером опрятности, вежливости, интеллигентности и высокой нравственности.
Нормальными этическими отношениями между врачами можно считать лишь такие, когда между ними существует подлинное взаимоуважение. Это означает, что каждый врач должен уважать своих коллег и не подрывать их авторитет. От этого во многом зависит в большинстве случаев успех лечения больных. Ведь если один врач дискредитирует своих товарищей по профессии, рассказывает пациентам о неправильных их действиях в процессе лечения, то тем самым он создает такую обстановку, когда больной теряет веру к своему врачу, что отражается на его здоровье. Это вызывает у больных и ятрогенные заболевания, которые часто протекают очень тяжело и в значительной степени отражаются на соматическом состоянии человека. Ведь согласно народной мудрости "если врачу не веришь, болезни не одолеешь".
Конечно, в жизни бывают такие случаи, когда врач, который начинает лечение больного, что-то делает не так. Может быть, не совсем удачно назначает лекарства и когда по каким-то причинам, но чаще всего в связи с консультацией у более высококвалифицированного специалиста, другой врач замечает это, то его задача заключается в том, чтобы исправить допущенные ошибки в предельно корректной форме. В таких случаях врач не должен выставлять своего предшественника, первым начавшим лечение, как неуча, ничего не понимающего в медицине, а внести при этом необходимые изменения.