Роль остаточного слуха в развитии слухового восприятия у неслышащих учащихся
Научные материалы / Роль остаточного слуха в развитии слухового восприятия у неслышащих учащихся
Страница 1

Одной из важнейших задач школ для неслышащих и слабослышащих детей является формирование слухо-зрительного восприятия речи окружающих людей.

Слухо - речевая реабилитация неслышащих и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики. https://sad6sotok.ru заметка цветоводу как бороться с белокрылкой.

Учитывая огромную роль слуха в речевом и общем развитии человека, изучением остаточного слуха занимался ряд исследователей (Б. С. Преображенский, ф. А. Рау, Р. М. Боскис, Л. В. Нейман, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, И. Г. Багрова и другие).

Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что слуху принадлежит ведущая роль в формировании речи, неречевые звуки участвуют во всех видах деятельности, являются ли они бытовыми навыками, профессиональным трудом или умением ориентироваться в пространстве, в природе и на улицах города, а снижение слуха ведет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.

Цель данной работы – раскрыть роль слуха в общем развитии неслышащих детей и в развитии речи, выявить психологические основы развития слухового восприятия у глухих детей, определить оценку слухового восприятия неслышащих школьников.

Задачами нашей работы являются:

· Раскрытие методологических основ формирования речевого слуха и развития слухового восприятия;

· Определение сущности содержания процесса развития слухового восприятия речи;

· Определение оценки остаточной слуховой функции у глухих с точки зрения перспектив ее развития и использования для восприятия речи на слух;

· Овладение методами, приемами и средствами развития остаточного слуха у неслышащих учащихся.

Объект нашего исследования: процесс формирования и развития остаточного слуха, его роль в развитии слухового восприятия неслышащих школьников.

Предмет исследования – развитие неслышащих детей в зависимости от их остаточного слуха.

В нашей работе мы считаем необходимым выяснить возможности восприятия устной речи на слух (с помощью слухового аппарата) самой тяжелой категории учащихся со сниженным слухом – с врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухотой.

Эта категория, в силу тяжести дефекта (отсутствия возможности воспринимать речь на слух), оканчивая специальные школы, своим остаточным тональным слухом практически не пользуется. Мир звучащей речи для них закрыт.

Также выявить наличие скрытых потенциальных возможностей тонального и речевого слуха у глухих, которые могут быть мобилизованы и развиты в процессе слуховой тренировки.

Исследование по развитию и использованию остаточного тонального слуха у глухих в сочетании с проведением комплекса других исследований, направленных на интенсификацию процесс развития и обучения глухих детей, позволит лучше решать важные задачи повышения уровня общего образования и трудовой подготовки глухих и тем самым лучше готовить их к жизни и труду в обществе.

Методическую основу работы по развитию слухового восприятия и речевого слуха составили труды Р. М. Боскис, В. И. Бельтюкова, Е. П. Кузьмичева, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау, Ж. И. Шиф, Л. П. Назаровой, Э. И. Леонгарда, И. В. Королевой.

Теоретическое значение работы состоит в том, что проведенные исследования позволяют расширить и уточнить знания о роли остаточного слуха в развитии слухового восприятия неслышащих учащихся.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, качественным анализом материала и использованием методов математической статистики.

Апробация осуществлялась в процессе экспериментальной работы в 5 «А» классе, школы-интерната №31, г. Санкт-Петербурга.

ГЛАВА 1. РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

1.1 Роль слуха в общем развитии детей и в развитии речи.

Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом становлении ребенка приводит к нарушению его общего развития. Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, в общем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6