Наши потребности растут, и от природы мы берем все больше и больше. Поэтому необходимо обеспечить восполнение природных ресурсов по принципу расширенного воспроизводства. В этом главная задача охраны природы сегодня. Таким образом, охрана природы с экономической точки зрения есть управление природными ресурсами, обеспечивающее их расширенное производство.
Создание в 1989г. Государственного комитета по охране природы (Госкомприрода) явилось важным шагом на пути преодоления порочной практики, когда контроль за выполнением природоохранных ограничений возлагался на государственные органы, непосредственно связанные с эксплуатацией этих же природных ресурсов (Министерство сельского хозяйства, Министерство рыбного хозяйства и др.)
Одним из важнейших этапов в развитии системы охраняемых природных объектов стал Федеральный закон Ф «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), который выделяет следующие основные категории охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники (в том числе биосферные), национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Помимо этого Правительство Ф, органы исполнительной власти субъектов Ф и местного самоуправления устанавливают другие категории охраняемых природных территорий (зелёные зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.). азличают особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.