По сравнению с эпиднадзором, эпидемиологическими исследованиями, лабораторной службой и оказанием медицинской помощи службы клинической профилактики и профилактическая наука в РФ развиты слабо. В бывшем СССР кожно-венерологическая служба, поддерживаемая законодательными актами, была, согласно официальным данным, эффективна в отношении выявления и лечения ЗППП бактериальной природы. Последнее представляется вполне вероятным, принимая во внимание авторитарную систему, в рамках которой эта служба осуществляла свою деятельность, отсутствие альтернативных источников медицинской помощи и законодательные санкции за отказ следовать требуемым стандартам оказания помощи и наблюдения за партнерами. Несмотря на то, что профилактика хорошо соответствовала обеспечению помощи при ЗППП, в бывшем СССР деятельность кожно-венерологической службы находилась под диктатом режима и нередко воспринималась населением как карательная мера. Ныне возникает необходимость в восстановлении доверия между КВД и населением, которое они обслуживают. Необходима гуманизация существующих программ для создания атмосферы доверия, уничтожения барьеров и обеспечения доказательств того, что в кожно-венерологической службе, так же, как и во всей стране, произошли изменения. Во многих случаях из-за наличия старого клинического персонала население с трудом верит в то, что по мере того, как ответственность за здоровье перекладывалась с плеч государства на отдельных людей, происходят какие-либо перемены в доступности или конфиденциальности служб. Каждый из этих ощутимых барьеров на пути достижения доверия может препятствовать действенности профилактических программ.
Перемены в социальных и экономических условиях повлияли на социальные и поведенческие факторы, способствующие росту заболеваемости ЗППП, и изменили всеобщую доступность государственной медицинской помощи и скрининга в соответствующих КВД. Бурный подъем заболеваемости поддающихся лечению ЗППП произошел в результате изменения социальных и экономических тенденций как прямое следствие ограничения национальных ресурсов, снижения доходов на душу населения, роста безработицы, социальной мобильности, проституции и потребления наркотиков. Все эти факторы потребуют создания новых моделей и установления взаимоотношений сотрудничества между системами федеральной власти, имеющими отношение к проблеме ЗППП, наркомании и ВИЧ-инфекции, с одной стороны, и клиническими службами и НПО, с другой. На фоне ограниченной доступности ресурсов важно, чтобы профилактическая наука была интегрирована в разработку новых профилактических инициатив для оценки эффективности и экономической целесообразности деятельности профилактических служб в направлении изменения моделей поведения, приводящих к заражению ЗППП. Первичная профилактика
Первичная профилактика предполагает осуществление теоретически обоснованных вмешательств, направленных на изменение моделей поведения в популяциях высокого риска для предотвращения заражения ЗППП. В настоящее время в РФ отсутствуют спонсируемые федеральными органами инициативы по первичной профилактике, однако имеются немногочисленные попытки работы в этих группах, финансируемые неправительственными учреждениями. Выполнение этих программ не сопровождалось их оценкой; следовательно, неизвестно, насколько они эффективны в отношении достижения поставленных целей. В настоящее время в РФ не существует эффективной системы первичной профилактики, поэтому дискуссии рабочих групп фокусировались на первоочередных шагах по разработке программы профилактики. Участники дискуссии согласились с тем, что при отсутствии прецедента первичной профилактики Минздраву РФ следует предоставить расширенную техническую помощь и провести обучение по методам выполнения и оценки эффективности работы в этой области.