Оптимизация ассортимента на основе мониторинга дефектуры и неудовлетворенного спроса.
За последние годы доля аптек, достаточно тщательно отслеживающих как дефектуру, так и неудовлетворенный спрос, заметно повысилась. Тем не менее, все еще сохранились аптеки, не придающие этим инструментам особого значения и по-прежнему формирующие ассортимент приблизительно, “на глазок”. В этом случае можно только еще раз напомнить о связанном с таким подходом риске потери десятков процентов оборота.
Для аптек же, в принципе понимающих важность отслеживания дефектуры и неудовлетворенного спроса, следует подчеркнуть, что задача эта должна решаться на эффективном уровне организации и автоматизации:
· ассортимент желательно формировать с использованием компьютерной системы, автоматически прогнозирующей спрос на основе анализа ежедневной динамики продаж и остатков. Окончательное решение по закупкам должен принимать ответственный менеджер (с учетом специфических факторов - скорость доставки, цена и др.), однако по каждой позиции у него должно быть “предложение” компьютера, обеспечивающее "среднестатистический" спрос потребителей с учетом наличного запаса препарата.
· необходима четкая и аккуратная письменная фиксация всех неудовлетворенных запросов клиентуры (включая телефонные и т.п.) и ведение по ним статистической отчетности. В частности, можно рекомендовать составление еженедельной сводки - на ее основе можно составить эффективный прогноз закупки (если препарат не закупался) или скорректировать размер закупки в случае, если статистика дефектуры/запасов не позволяет сделать статистически качественный прогноз.