Зачастую об уровне аптечного учреждения судят по широте его ассортимента. Многие аптеки стремятся держать как можно больше наименований, что приводит к потерям из-за неравномерного потребительского спроса. Стараясь избежать ошибок планирования закупок, аптеки ведут статистику дефектуры и обращений покупателей, но полученные таким образом данные не всегда точны. В этой статье мы попытаемся представить другие способы получения маркетинговой информации, которая поможет ответить на вопрос: какие товары закупать, и в каком объеме.
Наиболее часто встречающийся, но наименее востребованный резерв улучшения ассортимента - использование маркетинговых данных об ассортиментной структуре регионального рынка, в том числе рейтинги наиболее продаваемых препаратов. Потери, связанные с отсутствием анализа такой информации, порой могут быть весьма значительными. Для ассортиментной структуры любого регионального рынка и, соответственно, потенциального оборота любой аптеки характерна примерно следующая картина: 1/10 продаж приходится на 10-15 позиций ассортимента, 1/3 продаж приходится на ~50 позиций ассортимента, 2/3 продаж приходится на 200-300 позиций ассортимента, 1/3 продаж приходится на остальные позиции ассортимента.
Отчасти недостаточное внимание аптек к анализу структуры рыночного спроса связано с устойчивым дефицитом доступной аналитической информации по регионам. Иначе ситуация складывается только в столицах.
В идеале информацию об ассортиментной структуре вашего локального рынка лучше заказывать с учетом специфики своей аптеки: ее местоположения и характеристик потока покупателей. Правда, следует учитывать, что количество и состав аптек, обследуемых в вашем регионе, не всегда позволят сделать такую выборку представительной. [15]
Одним из важных факторов, которые далеко не всегда учитывают, является влияние на ассортиментную политику местоположения аптеки:
Для аптек с высокой проходимостью/преобладанием “транзитных” посетителей (“транзитных” аптек) обычно целесообразно:
· поддерживать широкий ассортимент (в крупных городах обычно более 2-3 тыс. позиций), высокую (часто более 20-30%) долю парафармацевтики;
· иметь более высокую долю дорогостоящей (импортной, известных марок и т.п.) продукции.
Для аптек с преобладанием местной клиентуры (“местных” аптек) обычно целесообразно:
· жестко контролировать ширину ассортимента (обычно не более 1,5-2 тыс. позиций) во избежание чрезмерных запасов и снижения оборачиваемости;
· жестко контролировать ценовую конкурентоспособность, обеспечивая наличие дешевых синонимов/аналогов.
Особенности ассортиментной политики для “местных” и “транзитных” аптек обусловлены следующими основными факторами:
· в “транзитные” аптеки покупатели заходят “по пути”, четко осознавая, что именно они хотят купить и, как правило, имеют возможность купить это где-нибудь еще. Поэтому важным фактором принятия решения о покупке здесь становится широкий ассортимент.
· в аптеках с высокой долей “транзитных” посетителей больше экономически активных, более обеспеченных покупателей. Для них характерна более высокая доля спонтанных (незапланированных) покупок и меньшая чувствительность к ценам. Напротив, среди посетителей “местных” аптек высока доля пенсионеров и домохозяек, которые обычно более чувствительны к ценам.
· в аптеках с высокой долей транзитных посетителей обычно значительно (в несколько раз) выше посещаемость, что позволяет придерживаться более жесткой политики в отношении покупателей, ориентированных на низкие цены основная клиентура аптек с низкой проходимостью - местные жители (обычно всего несколько тысяч человек), запросы которых значительно уже, чем запросы десятков тысяч клиентов “транзитных” аптек. Это позволяет значительно сузить ассортимент аптеки без особой потери для оборота (особенно если использовать систему предварительного заказа относительно редких и дорогих препаратов и не устанавливать на них высокую наценку). Вместе с тем, для “местных” аптек помимо "пассивного" отслеживания спроса (истории продаж, дефектуры) целесообразен более углубленный анализ потребностей жителей своего населенного пункта или микрорайона. При узком контингенте покупателей возможны значительные отклонения локальной структуры спроса от среднестатистических показателей за счет половозрастных, социальных, профессиональных и т.п. факторов. [14]
Разумеется, выделенные категории аптек - всего лишь наиболее распространенные типы. Существуют и промежуточные случаи.
Особо следует отметить, такой пока относительно редкий, но имеющий тенденцию к росту подтип как VIP-аптеки в “элитных”, богатых районах. Проходимость в таких аптеках невелика, однако высокие доходы и соответствующие запросы потенциальной клиентуры делают оправданными использование всех черт ассортиментной политики, обычно характерных для аптек с высокой проходимостью: широкий (свыше 3 тыс. позиций) ассортимент, высокая доля дорогостоящих импортных препаратов, значительная доля парафармацевтики.