Психофизиологические отличия спортсменов разных возрастных групп
Научные материалы / Айкидо / Психофизиологические отличия спортсменов разных возрастных групп
Страница 2

1.1.2. 12-14 лет (ранний пубертатный период).

Рост организма ребенка продолжается. Начало полового созревания характеризуется появлением вторичных половых признаков (оволосение тела, формирование кадыка, ломка голоса). Мальчики ощущают огромную потребность в движении, в то время как поведение девочек, наоборот, показывает снижение двигательной активности. Подростки уже отлично владеют своим телом, превосходно сохраняют равновесие, хорошо ориентируются в пространстве. Отличные способности к обучению, абстрактное мышление, осмысленное восприятие и запоминание помогают подросткам легко усваивать мельчайшие нюансы техники.

Эгоцентристская позиция постепенно уступает место социодетерминированной. Подросток мыслит более реально, оперирует такими категориями общественного сознания, как товарищество, дружба, честь. Одновременно, он ищет группу, часто не делая разницы, например, между кружком судомоделирования и тусовкой панков. Приоритетной задачей для него становится ощущение себя частью команды единомышленников, похожих на него внешним видом и мышлением. При этом он старается противопоставить себя остальному обществу, обнаруживая сильное стремление к самостоятельности, избавлению от родительской опеки, которое часто принимает экспрессивные, бунтарские формы. Групповые нормы поведения превалируют над авторитарным влиянием тренера, что может выражаться в снижении дисциплинированности и даже открытом неповиновении. Критически относясь к мнению других, подростки крайне болезненно воспринимают любые наставления и приказы со стороны старших, носящие форму непреложной истины и побуждающие совершать строго детерминированные действия. Еще одним характерным признаком раннего пубертатного периода является повышенная, и особенно половая, возбудимость, резкие смены настроения, раздражительность и нетерпимость. Достаточно одного неверного жеста или движения, чтобы привести подростка в ярость или повергнуть в уныние.

1.1.3. 15-18 лет (поздний пубертатный период).

Вследствие бурного выделения гормонов деятельность подростков приобретает холерический характер, возможны также нарушения координации, отклонения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, проявляющиеся в таких аномалиях, как дыхательная аритмия, боли в области сердца, гипертония, т. н. слабогрудие и “капельное сердце”. Выносливость подростков резко падает: они очень быстро устают и так же быстро восстанавливаются.

Подросток предпочитает сомневаться в любом высказывании, если оно исходит от других, и доверять только своему эмпирическому опыту, вследствие чего его понимание часто оказывается отличным от понимания тренера, поскольку принимаемая информация преломляется учеником в призме собственных знаний и ощущений. Стремление подростка утвердиться в обществе наравне с остальными взрослыми выражается, с одной стороны, в чрезмерной самоуверенности и нарочито независимом поведении, а с другой — в рабской зависимости от мнения своей группы. Подростки разрываются между существующей зависимостью от общества и родителей (в особенности — материальной) и своей рано проявившейся взрослостью, которая способна дать им новые права. В это время они крайне враждебно воспринимают любые попытки давления или опеки.

1.1.4. 19 лет и старше.

Формирование организма практически полностью завершено, хотя продолжается рост отстающих в развитии внутренних органов. Уже очень хорошо развитые физически, спортсмены способны переносить весьма значительные физические и психические нагрузки, менее импульсивны и нетерпимы. Их отношение к спорту отличается прагматизмом: они стремятся получить от тренировок только то, что, как они считают, может пригодиться им в жизни. В частности, люди, занимающиеся единоборствами, требуют от тренеров показа предельно реальной техники и обучения “самой лучшей” тактике, способной принести безусловную победу в поединке. С возрастом их ценности пересматриваются, появляется потребность прогресса ради такового, стремление к непрерывному росту мастерства и улучшению физической формы.

Страницы: 1 2