Развитие человека, как физическое, так и профессиональное, подчиняется законам эволюции: долгий период накопления опыта (идиоадаптация) сменяется резким качественным скачком (ароморфозом), который требует дальнейшего накопления опыта. Этот процесс становится особенно заметным, если рассматривать его применительно к возрастным изменениям физических параметров, психики и связанного с ней поведения человека.
Возрастная динамика развития психофизиологических качеств спортсменов
Возраст в широком смысле
— временная характеристика человеческого развития. В соответствии с основными линиями развития человека (как индивида, субъекта, личности) можно выделить четыре разновидности возраста, связанные, но не всегда совпадающие с паспортным.
Паспортный возрастисчисляется с даты рождения. Для его определения обычно учитывается число полных лет.
Биологический возрастопределяется степенью физической и, прежде всего, половой зрелости человека. Несоответствия биологического и паспортного возраста наиболее ярко начинают проявляться в период полового созревания. Индивидуальные различия в сроках начала и темпах полового созревания могут достигать 3-4 лет. Поэтому в период полового созревания образуются три группы детей: акселераты, ретарданты и “биологические ровесники”.
Интеллектуальный возрастопределяется степенью соответствия интеллектуального развития субъекта, измеряемого с помощью специального набора тестов, возрастным нормам, установленным по данному набору тестов.
Социальный возрастхарактеризуется отношением социального статуса и уровня достижений человека со статусом и уровнем достижений большинства его ровесников. К примеру, спортсмен, пришедший в спорт в достаточно зрелом возрасте, социально моложе своих товарищей по команде, уже имеющих тренировочный опыт, спортивные разряды и титулы.
Психологический возрастопределяется степенью субъективной реализованности жизни или, иначе, соотношением в представлении самого человека значимости его прошлого и будущего.
Под возрастом в узком смысле
понимаются временные отрезки или части жизни, характеризующиеся определенными особенностями развития человека как индивида (5).
В настоящее время не существует единой, общепринятой возрастной периодизации. Разные авторы предлагают для разделения периодов жизни различные биологические, психологические и социальные критерии. В данной работе ключом к выделению возрастных периодов послужил период полового созревания (пубертатный). Соответственно можно выделить следующие периоды: допубертатный, ранний пубертатный, поздний пубертатный, юношество и зрелость.
9-11 лет (допубертатный период)
К началу этого периода у детей практически полностью завершается формирование опорно-двигательного аппарата и начинается стабильный и пропорциональный рост тела. Приходит в полное соответствие координация зрения и движений тела. Дети в этом возрасте уже становятся маленькими спортсменами, готовыми к освоению начальных технических элементов. Постоянная потребность в движении сохраняется, хотя приобретает более осмысленный характер. Достаточно высокая выносливость означает способность детей долгое время совершать различные действия слабой интенсивности и относительно быстро восстанавливаться. В этом возрасте ребенок уже способен осваивать основы тактики, анализировать причинно-следственные связи и преимущества и недостатки различных условий выполнения действий.
В отличие от дошкольного периода, с характерной для него нестабильностью и недолговечностью связей, в допубертатном периоде ребенок ощущает потребность в более стабильных отношениях с окружающими его людьми. Начало половой идентификации характеризуется стремлением поступать согласно представлениям ребенка о половом поведении. Например, мальчики стараются по крайней мере выглядеть более сильными, серьезными, умелыми — “совсем как настоящие мужчины”. Это стремление часто сопровождается подражанием кому-либо из взрослых, пользующихся большим влиянием на ребенка. В большинстве случаев таким человеком становится тренер, хотя его авторитет уже не безусловен. Каждый ребенок жаждет признания и похвалы со стороны учителя и страшно завидует тому из своих товарищей, кто этого добился. В силу этого дети очень активны на занятиях, стремятся показать свою осведомленность и готовность к немедленным действиям. Несмотря на эгоцентристскую позицию по отношению к окружающему миру, ребенок уже осознает существование неких правил поведения, разновидностью которых являются правила спортивного этикета и предписания тренировочной дисциплины. Дети ощущают потребность принадлежать к какой-либо группе, и потому занятия в спортивной секции очень важны для них, поскольку удовлетворяют эту потребность.