Читая эту книгу, вы, вероятно, не раз узнавали на ее страницах себя и свои симптомы. Если так, то вы уже осознали, что ваши проблемы — проблемы жертвы болей в спине — отнюдь не уникальны. Миллионы людей страдают от той же боли и разделяют ваши заботы и страхи по поводу будущих приступов. Надеюсь, вы окажетесь одним из множества тех, кто сумел получить пользу от моих несложных советов.
Возможно, вы удивитесь тому, что не получали ту же самую информацию от своего врача. Исходя из собственного опыта, я знаю, насколько трудно врачу дать даже самую минимальную информацию всем тем пациентам, которые хотят и должны получить ее. Я очень хорошо помню один типичный пример таких трудностей. Произошло это за несколько минут до конца очень напряженного трудового дня. Мой стол был буквально завален текущими бумагами: бланки рапортов о травмах, истории болезней, письма, требующие ответа, — в общем, занятие на весь оставшийся вечер. К тому же я опаздывал на встречу с профессором кафедры хирургии, где я преподаю.
Однако в данный момент я чувствовал себя обязанным забыть на время о профессоре и бумагах и сосредоточить все свое внимание на пациентке, женщине средних лет, страдавшей от типичных болей в спине, порожденных диском.
К несчастью, она собиралась рассказать мне гораздо больше, чем я мог выслушать. Это был ее первый визит ко мне, и она полагала, что я должен познакомиться с историей болезни во всех подробностях. И она говорила, говорила, говорила .
Я вертелся на стуле. Я поглядывал на часы. Я поджимал губы, как бы собираясь изречь нечто ужасно важное. Возможно, это оборвет поток ее слов и она начнет слушать? Неужели эта медицинская сага никогда не закончится?
Наконец это произошло. Завершив свое повествование, дама откинулась на спинку стула и изрекла последнее, незабываемое откровение. Вы не знаете, — сказала она, — насколько ценной оказалась возможность посидеть с вами и выговориться. Хирург, к которому я ходила, всегда был очень занят. Я так рада, что у вас нашлось время посидеть и послушать меня».
Я сумел выжать из себя жалкую улыбку, однако когда она выходила, я понял (наверное, гораздо лучше, чем она), что не сумел дать ей существенную информацию, в которой она нуждалась для контроля над своими болями. Я выслушивал ее, но не давал советов. Она вернется, и мне придется выкроить время для практического инструктажа, чтобы оправдаться перед самим собой.
Нужда этой женщины в сострадательном слушателе и все более уплотняющийся рабочий день подтолкнули меня к организации групп, которые в конце концов превратились в Канадский институт спины.
Будучи хирургом-ортопедом, ежедневно наблюдающим парад больных спин, я обнаружил, что меня все больше утомляют мои собственные слова, которые я бесчисленное количество раз повторял пациентам: «Снимайте приступ острой боли, принимая соответствующие позы и совершая рекомендованные действия. Делайте упражнения, предотвращающие очередной приступ боли. Вырабатывайте новые привычки в своих повседневных действиях. Будьте терпеливы и настойчивы. Не ожидайте исцеления, но ожидайте облегчения. Спине нужно время, чтобы поправиться .» Советы важные, полезные и легко выполнимые. Но вы представляете, каково давать их день за днем, год за годом? Конечно же, существовало более удачное решение. Я начал организовывать своих пациентов в группы, обычно примерно по 12 человек. И члены этих групп, в отличие от моей словоохотливой пациентки, имели обширную, понимающую, доступную аудиторию: друг друга.