Психология эмоций. Что изучается этой областью психологии? Ответ очевиден – эмоции человека. Но что такое эмоция? Как и все, что изучает психология, она нематериальна, мы не можем ее ни увидеть, не потрогать. Но в отличие от других процессов мы можем достаточно ярко видеть ее проявление в поведении человека. Ведь на все, что происходит вокруг нас, мы как-то реагируем, а значит, показываем определенные эмоции.
А теперь давайте попробуем представить себе, что мы вдруг лишились способности переживать эмоции. Солнечное утро не вызывает у гас радости, а известия о болезни друга — печали; нас не охватывает волнение при виде любимого человека, и даже несправедливость оставляет нас равнодушным.
У. Джеймс в статье под названием «Что такое эмоция?» приводит выдержку из самоописания пациентки, страдающей нарушением эмоций: «Я окружена всем, что может сделать жизнь счастливой и привлекательной, но я не способна ни радоваться, ни чувствовать... Все функции и действия в моей жизни сохранились, но они лишены соответствующего чувства и удовлетворения от них. Когда у меня мерзнут ноги, я их согреваю, но не чувствую удовольствия от тепла. Я узнаю вкус пищи, но ем без всякого удовольствия. Мои дети растут красивыми и здоровыми — так говорят мне все, я и сама это вижу — но восторга и внутреннего удовлетворения, которые я должна испытывать, у меня нет. Музыка потеряла для меня всю прелесть, а я любила ее так нежно. Моя дочь играет очень хорошо, но для меня это просто шум». Ужасная картина! Мы видим, что теряя эмоции, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, он утрачивает пристрастность по отношению к миру, в котором живет.
На мой взгляд, сегодня данная тема очень актуальна. Ведь человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира, наша эмоциональность значительно превосходит элементарные эмоциональные реакции животных. А значит, логично будет предположить, что богатство эмоционального мира человека оказывается полезным для выживания и развития всего человечества. Но каким образом это происходит? Об этом спорили и до сих пор спорят ученые.
Объект данной работы – эмоциональная сфера жизни человека.
Предмет – виды эмоций, переживаемые человекам.
Цель исследования заключается в изучении общего эмоционального фона (и его отдельных составляющих) человека в возрасте 19-22 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме изучения эмоций.
2. Описать функции эмоций.
3. Дать характеристику особенностей переживаемых человеком эмоций.
4. Разобраться в проблем специфичности и универсальности эмоций.
Методы исследования:
· Теоретический (анализ литературы по исследуемой теме)
· Практический (на основе опросника «САН» определить эмоциональное состояние человека в возрасте 19-22 лет).