Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так од индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (надо учитывать, что полюса шкалы постоянно меняются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим «приведенным» баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними меняется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Заключение

В своей работе я постаралась наиболее полно охватить основные моменты, изучаемые психологией эмоций. Постаралась дать ответ на вопрос «Что такое эмоция?» Можно сказать, что эмоции являются наиболее комплексными функциями мозга. Эмоции, с одной стороны, представляют собой одни из наиболее ранних в филогенезе форм психического, а с другой — неразрывно связаны с эволюционно поздними психическими функциями: мышлением, воображением, речью и личностыо. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Попробуйте рассказать о своей эмоции другому челове­ку. Как ни странно, эта, на первый взгляд, простая задача (ведь каж­дый из нас знает, что такое пережить страх, боль, радость или удив­ление) оказывается неимоверно трудной. Эмоцию легко показать, но сложно передать словами. Это говорит о том, что любая эмоция представляет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной. Это означает, что мы, во-первых, претер­певаем эмоцию как физиологическое состояние, во-вторых, пережи­ваем ее и, в-третьих, выражаем.

Я также пришла к выводу, что адекватное понимание эмоции возможно только при учете как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолют­но различные эмоции. Например, звук шагов на лестнице вызовет у вас радость, если вы ожидаете прихода друга, или страх, если он раздастся среди ночи, когда вы одни в квартире.

Еще раз подчеркну, что эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.

Выше я уже писала о том, что су­ществуют данные, что механизмы, связанные с выражением и пере­живанием положительных эмоций, являются функцией лобных долей коры левого полушария, а отрицательных эмоций — функци­ей лобных долей коры правого полушария. Так что, если вас охватило уныние или предстоит неприятный раз­говор, сделайте психологическую зарядку — интенсивно подмигни­те правым глазом, и плохого настроения — как ни бывало!