В 1990-х гг. появились уровневые теории эмоций
, например работы М. Джонсон, К. Малтхауиа, М. Пауэра и Т. Далглейша, которые по-своему преломили проблематику эмоций через популярные в последнее время модели уровней переработки информации.
Модели уровней переработки информации предполагают, что психика человека обрабатывает информацию, «проводя» ее через ряд последовательных стадий, каждая из которых обладает своими специфическими характеристиками. Считается, что эмоциональная реакция развивается только при переработке информации на высшем уровне самоотнесения, который отражает смысл того или иного явления для субъекта. Различают:
ü сенсорный (аналоговый) уровень переработки (простейшие сенсорные компоненты стимуляции, например ответ на вопрос «Шрифтом какого цвета набрано это слово?»);
ü перцептивный (ассоциативный) уровень переработки (более сложный уровень, связанный с целостными свойствами объектов, например ответ на вопрос «Рифмуется ли это слово со словом "мрак"?»);
ü семантический (уровень объективных закрепленных в языке значений, например ответ на вопрос «Обозначает ли это слово болезнь?»);
ü смысловой (уровень самоотнесенной информации, например ответ на вопрос «Умер ли кто-либо из ваших близких родственников от этой болезни?»).