· стабильные сексуальные отношения;
· продление и реализацию себя в детях;
· взаимопонимание, поддержку, психологическую защиту;
· счастье.
Семейные ценности отличаются от ценностей старшего поколения. Для старшего поколения семья является:
· лучшей возможностью сохранить здоровье;
· гарантом стабильного экономического положения;
· возможность избежать одиночества;
· опорой в старости (при наличии детей).
Проблемы в семье, по которым женщины идут на аборт, самые разные: жилищные и материальные проблемы, напряженные отношения с мужем, с родственниками, различия в социальном положении, различия в уровне образования супругов, злоупотребление алкоголем, наркотиками и др.
Конечно, женщины далеко не всегда ясно осознают реальную причину аборта. Эти причины можно называть мотивами в том их значении, когда они являются осознанными причинами. О неосознаваемости мотивов говорили многие ученые (В.М. Матюхина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин и др.). Мотивы иногда могут подменяться предметом их удовлетворения в сознании человека, в некоторых случаях мотивы просто не осознаются.
Анализ причин абортов говорит об отсутствии в нашем обществе одного из главных условий репродуктивного здоровья — социального благополучия, так как в «Программе действий международной конференции по народонаселению и развитию 1994» репродуктивное здоровье определяют как «состояние полного умственного, физического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и недугов, во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, её функций, процессов». Репродуктивное здоровье подразумевает, что женщины имеют безопасную половую жизнь, способны воспроизводить потомство и сами могут решать — когда, в каком количестве и как (по определению репродуктивного здоровья женщин, данном на Каирской конференции (ООН)). Поэтому работу с женщинами, планирующими прерывание беременности, необходимо вести с учетом социального, культурного и экономического статуса. И если женщина не может обеспечить себя всем необходимым, то государство обязано обеспечить её либо эффективными противозачаточными средствами, либо обеспечить её материально.
Хочется сказать, что, конечно, аборт это выражение негуманного отношения к уже зародившейся жизни и по возможности его необходимо предотвратить. Существуют работы психологов, ученых, которые показывают, что если не осуществлять реабилитационную работу с матерями, которые не хотят иметь детей и рожать их, то последствия могут быть печальными, особенно для ребенка. А.И. Захаров (1998) приводит факты, которые заставляют задуматься о необходимости сохранения нежелательной беременности. При нежелательной беременности дети уже с самого начала физически слабые, с плохим аппетитом, часто и подолгу болеют. Из-за стрессового состояния матери, тем более при отрицательном отношении к беременности у плода ещё внутри повреждена реактивность — защитные силы организма. Не передается должным образом и иммунитет вместе с молоком матери, поскольку в нем содержится слишком много гормонов беспокойства. Нежеланные дети легко расстраиваются, повышенно обидчивы и капризны. Чаще других детей страдают энурезом, нейродермитом и хронической пневмонией. Из-за отсутствия присмотра родителей с нежеланными детьми чаще происходят несчастные случаи (падения, переломы, ожоги, обморожения и т.д.). Такие дети с одинаковым успехом пополняют ряды больных неврозами и психопатов.
И последнее. Нежеланные дети более завистливы и труднее переносят профессиональные успехи других и счастье в их личной жизни, но что особенно настораживает, что подобное отношение матери к себе они переносят на своих детей.
Из всего сказанного видно, мотивация прерывания беременности изучалась учеными не в комплексе, нет единой концепции, терминологии.