Указанные нами психофизиологические особенности, отличающие каждую из трех категорий, должны быть проанализированы и приняты во внимание при подходе к задачам, содержанию, методам и организации работы по развитию слухового восприятия глухих (№42, с. 85).
Фундаментальным является вопрос о том, что по существу представляет собою развитие слухового восприятия, в чем оно состоит. В свое время этот вопрос служил предметом дискуссии, описанной Ф. Ф. Рау, между В. Урбанчичем и Ф. Бецольдом (№41 с. 91).
Первый видел смысл слуховых упражнений в их терапевтическом действии на периферический отдел слухового анализатора, в активизации рецепторного аппарата уха и слухового нерва под действием звуковых раздражителей.
Второй относил развитие слухового восприятия у глухих под влиянием упражнений целиком за счет совершенствования комбинационной способности мозга, т. е. за счет аналитико-синтетической деятельности коры.
Показательно, что различное понимание смысла слуховых упражнений привело к диаметрально противоположному решению методических вопросов.
В. Урбанчич отстаивал аналитический подход, исходя из упражнений в восприятии чистых тонов, отдельных звуков речи, бессмысленных их сочетаний, бессмысленных или нарочито искаженных по звуковому составу слов и фраз. Мотивом для такого подхода служило стремление максимально концентрировать внимание глухих на акустических свойствах предлагаемого материала и избегать какой бы то ни было догадки, основанной на смысле (№41, с. 92).
Ф. Бецольд, напротив, защищал синтетический подход, предполагающий с самого начала использование осмысленного материала слов и фраз (№41, с. 113).
С тех пор как появился тональный аудиометр, стало ясно, что успех в развитии у глухих способности воспринимать речевой материал с помощью остаточного слуха в основном зависит от усовершенствования функции центрального отдела слухового анализатора. Это не значит, однако, что в процессе систематических слуховых упражнений не происходит никаких изменений в периферическом отделе анализатора. Имеются данные проверок Ф. Ф. Рау о том, что под влиянием слуховых упражнений все же происходит некоторое снижение тональных порогов и расширение частотного диапазона (№42,85). На это указывают, в частности, данные Сулеймановой Р. А. (№45, с.51), которая относит отмеченные ею сдвиги не только за счет функции центрального отдела слухового анализатора, но в известной степени и за счет активизации «не полностью погибших воспринимающих клеток улитки». И все же успех в восприятии элементов речи, достигаемый глухими с остатками слуха под влиянием систематических упражнений, лишь отчасти может быть обусловлен обогащением первичных сигналов, поступающих с периферии, тогда как решающую роль в этом играет совершенствование их переработки корой головного мозга.
Научное обоснование системы работы по развитию слухового восприятия немыслимо без хотя бы гипотетического ответа на вопрос о том, в чем заключается такое совершенствование (№45, с. 55).
Вопрос этот настолько сложен, что в установленных рамках мы позволяем себе затронуть лишь некоторые его стороны.
Прежде всего, следует указать на формирование слуховых образов, которые становятся в результате акупедических упражнений все более четкими, дифференцированными, прочными и обобщенными (Л. П. Назарова, И. Я. Темкина, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард).
Эти образы могут соответствовать как словам, отдельным словосочетаниям, фразам, так и более дробным элементам речи — морфемам, фонемам. Накопление слуховых образов слов (словосочетаний, фраз), их четкость, прочность, дифференцированность и обобщенность, обусловленные тренировкой глухого в их восприятии разных людей, сами по себе уже составляют важное достижение (№42, с. 86).
Однако если бы совершенствование речевого восприятия сводилось только к этому, то оно вскоре зашло бы в тупик. Поскольку на основе остаточного слуха акустическая структура слов воспринимается глухими далеко не полностью и не точно, накопление «слухового словаря» неизбежно должно приводить ко все большим и большим затруднениям в дифференциации слов, многие из которых оказываются для дефектного слуха сходными или даже подобными, превращаются в многочисленные практически не различимые омофоны (№44, с. 22).
Сурдопедагог М. Н. Ильина, отмечает: «Всякое восприятие речи в затрудненных условиях (слушание, чтение, чтение с губ) вызывает активизацию моторного отдела речевой системы. В процессе акупедических упражнений неполноценность акустических впечатлений стимулирует компенсаторное проговаривание слов. Это ведет к укреплению слухокинестетических связей, благодаря чему даже фрагментарное восприятие звуковой структуры слов в ряде случаев оказывается достаточным, чтобы актуализировать их кинестетические образы в поддержку слуховым. При этом в связи с использованием глухими дактильной речи следует иметь в виду не только артикуляционные, но и пальцевые кинестетические образы, роль которых в восприятии речи на основе остаточного слуха пока совершенно не изучена» (№16, с. 73).