А сколько нужно было повозиться, прежде чем они прозрели. И в кандалы Он их заковывал, и в темницы спускал, и в рабство отправлял. Потом собирал всех вместе и водил 40 лет по пустыне. Как самая хорошая нянька и мать опекал во всем, но требовал выработки сильных, волевых качеств. Учил мужеству и выносливости, самоотверженности и храбрости, долгу и чести, дисциплине и порядку. Вместе с ними учились остальные, наиболее способная часть. Какие только знамения не сыпал Он пред лицом их. Чего только не делалось. И манна с неба сыпалась, и перепела стаями на стан налетали, и по морю, как по суше они ходили, и сам Он шел впереди них столпом огненным ночью, а облачным — днем, и с горы Синае разговаривал, в доме молитвы присутствовал. И всегда следовало напутствие не поклоняться другим богам, не ходить во след их, потому, как их не существует. Ни других, никаких иных. Только Он. Тяжело было смотреть родному Отцу, как Его собственные сыновья, от Его плоти и крови, падают на колени перед литыми изваяниями не существующих богов.
Сколько гнева было по этому поводу. Но человеку хотелось поклоняться. Не мог он без этого, а главное, удобнее всего бить лоб перед чем-нибудь, что рядом висит или стоит. Для этой цели годится все, и то, что красиво оформлено, и то, что легко можно перевесить, и то, что при необходимости можно спрятать в сундук или карман. Дело вкуса. Человеку нужно божество, и лучше, если оно такое покладистое. Безмолвное и не карающее. С таким успехом можно молиться кусту или дереву. Оно хоть живое. Поэтому наставление такого рода воспринимается человеком пока он слушает, но не далее. «Да не будет у тебя других богов, пред лицом Моим. Не делай себе кумира и ника-кого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель». Как тут не заревновать. Любимые сыновья Моисей и Иисус, опора и надежда, жизнь и свет — идут по ложному пути. Удивились? Моисей -сей Мой. Ничего, что по-русски. Библия издана на всех языках. А Иисус будет еще три раза выходить к рождению под таким именем. Он второй, но еще способнее. После Моисея, примет власть и поведет еще увереннее. Он храбр, прирожденный вождь и полководец, стратег и тактик. Моисей человек более мирный. Но любовь отца к нему безгранична. Он то и дело таскает его к себе на гору Синай, приручает и обучает,- натаскивает и приобщает. По Его велению Моисей на горе по 40 дней голодает. И даже малые грехи сходят ему с рук. Он может возразить Богу, не согласиться с Ним, упросить в чем-нибудь. Бог не может скрыть своей любви к сыну, но не открывает тайны. Не имеет права.
Очень интересен случай с золотым тельцом. Без смеха это читать невозможно. Однажды Моисей и Иисус надолго задержались на горе, Бог заставил их голодать, народ же подумал, что с ними что-то случилось. В момент улетучились все заповеди, наставления, люди забыли клятвы, которые давали незадолго Господу, не делать никаких изваяний и не поклоняться им. Приступили к Аарону и потребовали сделать им бога. Не поскупились собрать золотые украшения для такого дела. Аарон изготовил литого тельца, отделал его резьбой, поставил пред ним жертвенник и провозгласил, что завтра праздник Господу. «И на другой день они встали рано и принесли всесожжения, и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской, скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли жертвы, и сказали: «вот бог твой Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!»
Моисей действительно увидел жуткую картину. Иисус, который был вместе с ним, сказал, что это военный крик в стане. Однако Моисей возразил, что это голос поющих. Потом Аарон оправдывался: «Да не возгорается гнев господина моего, ты знаешь этот народ, что он буйный. Они сказали: сделай нам бога, который шел бы пред нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». «Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности», (Исход, гл. 32).Что было делать в таком случае? Народ победил Бога, заставил Его попятиться. Он желал поклоняться, молиться кому угодно, хоть самому черту. Богом было разрешено изготовить разборный, переносной дом молитвы; маленький переносной ковчег завета, жертвенник, светильник и другую мелкую утварь. Другого пути не было. Потом через своего пророка Иезекииля {гл. 20) Бог покается и передаст: «И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы, и попустил оскверниться жертвоприношениями их, когда они стали проводить через огонь всякий первый плод утробы, чтобы разорить их, дабы они знали, что Я — Господь». Далее по тексту следует: « .но не оскверняйте более святого имени Моего дарами вашими и идолами вашими».
Почему же потребовалось собирать сей народ; вначале отдавать его в рабство, потом выводить из земли Египетской, потом таскать его по пустыне 40 лет окружными путями, где и хода-то всего на три, четыре дня пути? Затем заставлять с мечом в руках отвоевывать эту территорию у других народов, изгонять их, выдворять? Почему была такая непримиримость к другим народам, почему запрещалась с ними связь, не почитались браки с инородцами? Была, оказывается, серьезная причина. И даже очень. И Библия это хорошо раскрывает.