Любопытство — это уже проблема «тела эмоций». Для его окультуривания необходима серьезная внутренняя работа над собой. Человеку все время что-то хочется. Хочется все, но выбрать надо немногое. Внешний мир бесконечен по многообразию форм и постигать все, что в нем есть, неумно. Типичная картина: сегодня увлекся французским, завтра лошадьми, потом гомеопатией и т. д. Во всех явлениях жизни надо сначала вычленить их суть, после чего львиную часть явлений можно уже не переживать — это первое, и второе — определить, нужны ли Вам эта суть и это явление. Итак, две основные причины рассеянности: неумение сосредоточиться на главном и неумение быть господином своих чувств. Для русского человека рассеянность — это качество сегодня определяющее, с которым мы ни к чему серьезному не придем. Российская нация молода, она обладает поэтому огромной потенцией. Ее юношеское состояние рассеянности, романтизма понятно, но вслед за юностью приходит зрелость, где нет места рассеянности. Кажется, она уже пришла.
Мы с Вами рассмотрели весь организм сверху донизу и очень схематично — те нравственные пути, по которым в организм приходят болезни, а в судьбу — проблемы. Разумеется, все значительно сложнее, я дал лишь определенный срез, соответствующий моему миропониманию. Каждый поступок вызывает в жизни какое-то следствие. Все поступки можно разделить на нравственные или безнравственные — других не бывает, не бывает даже нейтральных поступков, все приводит к какому-то следствию — хорошему или плохому, и оно уже проявляется в мире, в том числе и в виде болезней. Поэтому первый диагноз, который должен поставить себе человек, — оценка своей нравственности, затем самоанализ мировоззрения. К этим видам анализа я Вас и призываю.
Завершая эту главу, дадим еще одно определение болезни: болезнь — расплата за нравственное нарушение. В тибетской медицине есть такое определение болезни: болезнь — расплата за невежество.
Пришло время домашнего задания.
Домашнее задание № 2 Определите и запишите в свою тетрадь:
1. Нравственные истоки Ваших проблем в судьбе и нравственные причины Ваших болезней или недомоганий. Их должно быть не менее пяти.
2. Сделайте такой же анализ Ваших близких. Кстати, у них Вы найдете больше нравственных упущений, чем нашли у себя. Это естественно — в чужом глазу соринку видим, в своем не видим и бревна.
3. Составьте методику исправления ситуации, исходя из правильного диагноза. Например, Вы решили, что для излечения почек необходимо избавиться от приступов тоски. Для того чтобы не прогрессировала язва желудка, Вы должны научиться быть спокойным, сдержанным, принимать к сведению (можно не разделять) любую точку зрения, не гневаясь, не раздражаясь.
4. Подумайте и ответьте на вопросы самоанализа:
Что именно Вас раздражает больше всего? Назовите не менее пяти причин; Что именно Вас больше всего радует? Тоже назовите не менее пяти причин.
5. В домашнем задании № 1 Вам нужно было научиться «ментальному молчанию». Сейчас мы с Вами начнем практику предельного расслабления, которую затем совместим с «ментальным молчанием».
Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на ступнях ног. Поместите свое сознание в ступни, свои глаза, свои уши, всего себя. Начните из ступней медленно-медленно расслаблять свое тело, как будто волна расслабления неспешно поднимается по Вашему телу снизу вверх. Не теряя внимания, то есть концентрации, пройдите все тело снизу доверху. После трехминутной работы по расслаблению сплетите пальцы вместе так, чтобы большие пальцы рук легли друг на друга. Вы «замкнули себя в замок». Руки в «замке» опустите между ног. Предельно расслабьте свое тело и находитесь в состоянии расслабления еще минуты три. Выполняйте состояние расслабления в течение дня два-три раза от 3 до 6 минут. Продолжайте упражнение две недели. По прошествии указанного времени совместите состояние «метального молчания» с состоянием «предельного расслабления». Если Вы научитесь выполнять это упражнение на «хорошо», Вы будете благодарны мне всю жизнь за то, что я научил Вас такой великолепной практике. Она — путь к тому, чтобы иметь всегда силы и энергию.