Минувший двадцатый век ознаменован становлением и развитием заповедной системы в нашей стране. ?спытав подъемы и падения, эта система к моменту перехода в новый век и новое тысячелетие представлена сто одним государственным заповедником общей площадью порядка 35 млн. га и 35 национальными парками общей площадью 6,96 млн га (0,41% от территории страны). Сохраняют они 80% видового богатства растительного и животного мира. В заповедной системе трудятся тысячи энтузиастов, охраняющих и познающих заповедную природу. Каждый из наших заповедников по-своему уникален и неповторим, у каждого из них своя история, свои традиции, свои герои. С 1997 года 11 января отмечается День заповедников и национальных парков. ?нициаторами проведения праздника стали широко известныеприродоохранные организации нашей страны - Центр охраны дикой природы, экоцентр «Заповедники». 11 января был выбран днем заповедников и национальных парков в ознаменование годовщины образования первого государственного заповедника оссии. В этот день в 1916 году впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник.
Природные заповедники и национальные парки, действующие во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 69 субъектах оссийской Федерации оссии, находятся в настоящее время под угрозой. На их территорию претендуют застройщики коттеджных поселков, баз отдыха, горнолыжных курортов, организаторы охотничьих хозяйств и геологи. При этом эффективность государственного управления этой уникальной системой катастрофически падает. Вот что рассказал о проблемах заповедного дела в оссии заслуженный эколог Ф Всеволод Степаницкий: «… В последнее время система надзора и управления заповедниками начала деградировать. Вскоре она может исчезнуть вовсе. Чуть ли не каждый день совершаются попытки оторвать лакомые кусочки от территорий заповедников и национальных парков, чтобы на этих местах создать горнолыжные курорты, территории для элитной охоты или отдать их под застройку. Причем в ряде случаев это делается с подачи или согласия государственных природоохранных органов, которые обязаны защищать интересы заповедных территорий. Попытки незаконных посягательств на ресурсы заповедных территорий были всегда, но никогда они не достигали такой интенсивности, как за два последних года. Это явление полностью совпало с ослаблением системы государственного управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ).
Угроза масштабного развала всей системы управления заповедниками и национальными парками возникла с началом нынешней административной
реформы. Все началось с того, что в новой структуре федеральных органов исполнительной власти ни перед одним не ставилась эта задача. В итоге функции по надзору и непосредственному управлению ООПТ были переданы осприроднадзору, а за нормативное регулирование и общую политику отвечает Министерство природных ресурсов. Сложившаяся ситуация, по мнению представителей общественных организаций, абсурдна и даже опасна для заповедников. Дело в том, что в структуре осприроднадзора для ведения заповедного дела не предусмотрено даже специализированного управления или департамента. Вместо этого там работает маленький отдел из 5 человек, которые вынуждены следить за состоянием 135 национальных парков и заповедников и за работой более 10 тысяч сотрудников этих ООПТ. Для сравнения: в отделе заповедников Главохоты СФС пять человек 'ведали' 45 заповедниками, а в управлении заповедного дела Госкомэкологии оссии на 18 специалистов приходилось 94 заповедника; в департаменте ООПТ Минприроды сохранность 130 национальных парков отслеживали 15 специалистов. На этом фоне становится даже неудобно говорить о финансовых интересах заповедников и природных парков - их просто некому отстаивать. ост затрат на содержание ООПТ в 2004 году превысил уровень предшествующего года на 30%, но средств из бюджета в 2004 году было выделено всего на 1,3% больше, чем в 2003 году. При этом бюджетные ассигнования на капитальное строительство в 2005 году снижены втрое.