Социальные последствия потребления алкоголя подростками
Страница 2

Представляют интерес и школьники – учащиеся средних и старших классов – ровесники учащихся ПТУ. Они составляют довольно многочисленный категорию молодежи. Эти подростки с разной степенью успешности осваивают сложную программу современного образования. Большинство их свои дальнейшие жизненные планы связывают с продолжением образования. Так, анализ профессиональных планов учеников показал, что 75% из них собираются приобрести профессии, связанные с получением высшего образования (18% – экономисты, 12% – врачи, 24% – сфера искусства, 9% – деньги и т.д.), остальные 25% хотят работать в милиции, охране, сфере обслуживания. Заметно следование моде: желание стать визажистами, дизайнерами, секретарями-референтами, топ-моделями и т.д. – встречается довольно часто. Эти планы выглядят поверхностно, также как и, например, желание мальчика-выпускника, потребляющего анашу, стать летчиком или девочки-выпускницы стать балериной (известно, что этой профессии обучаются с 10 лет в специальных учебных заведениях).

Чем меньше возраст, тем профессиональные планы более расплывчаты, однако, уровень профессиональных притязаний достаточно высокий и соответствует духу времени и деятельности средств массовой информации.

Если в младшем школьном возрасте ребенок действовал по непосредственному указанию взрослых, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит ослабление контактов с учителями, поиски своего "Я".

Стремление быть взрослым проявляется в подражании поведению взрослых. Это подражание может быть не только общественно положительным, но и общественно отрицательным, и выражаться имитацией поведения взрослых в общественно-отрицательном смысле – в курении, употреблении алкогольных напитков, одурманивающих веществ, правонарушениях и т.д. Установлено, что уровень и характер потребления алкогольных напитков в исследуемых группах несколько различается. Весь массив полученных данных делился на группы: группу не потребляющих алкогольные напитки, и группу потребляющих. Последние, в свою очередь, состояла из потребляющих эпизодически, умеренно и систематически.

Таким образом, потребление алкогольных напитков среди мальчиков – подростков распространено. Меньше всего потребляют школьники, значительно больше – учащиеся ПТУ, и еще больше – "дети улицы" ("группа риска"). Та же зависимость сохраняется и в группе систематически потребляющих (1 раз и более в неделю). Среди школьников их относительно меньше (8,87%) и очень, на наш взгляд, много в двух других группах (38,13% и 39,04%). Зато среди школьников больше потребляющих алкогольные напитки эпизодически.

У девочек уровень потребления несколько выше, но в основном за счет преобладания эпизодического потребления.

Интересно отметить, что в группе эпизодически потребляющих подростков обоего пола, приобщение происходило преимущественно в кругу семьи, на семейных праздниках. Первую рюмку они, как правило, получили из рук родителей или родственников. Систематически потребляющие алкоголь подростки чаще всего приобщились вне дома, в компании сверстников или старших товарищей.

Обследование подростков в других городах показало также высокий уровень потребления. Причем в Москве и Владивостоке уровень потребления среди девушек выше, чем среди юношей. В других городах, таких как Архангельск, Ярославль, Ижевск картина противоположная. Согласно исследованиям Скворцовой Е.С. и Кутиной Л.С. уровень алкоголизации среди мальчиков выпускников общеобразовательных школ составляет 72– 92%. Наибольший размах отмечен в промышленных центрах – в Волгограде (97,7%), в Кемерове (89,9%), Северном Кавказе (Ставрополь, Краснодар), Восточной и Западной Сибири (Иркутск, Томск). Москва также вошла в пятерку "лидеров" по распространенности употребления алкогольных напитков среди мальчиков. Наименьшие показатели по России отмечены в Центральном и Уральском регионах, а также в Кирове, Липецке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7