Основной слабостью существующей информационной системы здравоохранения является отсутствие повседневного контроля качества диагностики, регистрации и кодирования данных, ввода и управления данными. Двух- или трехкратное обобщение данных при передаче их с самого низкого уровня до федерального уровня приводит к потере важной информации.
На первом этапе СГМ (1995 - 1999 гг.) в России были проведены все необходимые
организационные мероприятия, второй же этап характеризуется внедрением нормативно-методических документов, которые позволят унифицировать сбор и обработку информации, поступающей в систему СГМ с местного до федерального уровней.
Для совершенствования сбора и обработки информации в рамках СГМ необходимо:
- развивать доступ к данным о состоянии здоровья и состоянии окружающей среды, в т.ч. к первичной информации (не обобщенной) как по вертикали (с районного, городского уровня до уровня федеральных органов), так и по горизонтали (между организациями различных ведомств);
- активизировать внедрение единых компьютерных программ сбора и обработки информации, обучения специалистов ЦГСЭН программам статистической обработки информации;
- развивать контроль качества и достоверности информации;
- обеспечивать направленность сбора данных в зависимости от поставленных задач;
- поддерживать и координировать разработку индивидуальных регистров заболеваний (регистр раковых заболеваний);
- внедрить формы профиля экспозиции населения в деятельность Центров Госсанэпиднадзора Минздрава России, осуществляющих СГМ;
- внедрить единую систему сбора данных о численности населения с учетом возможной дальнейшей детализации по полу, возрасту, месту проживания, социально-экономическим признакам;
- максимально использовать географические информационные системы при оценке влияния факторов окружающей среды на здоровье;
- совершенствовать методики экспозиции (дозы воздействия) для различных групп населения, особенно в крупных городах;
- использовать все доступные данные о выборе приоритетных загрязнителей и их токсикологической оценке, в т.ч. канцерогенном потенциале;
- пересмотреть и оптимизировать сеть размещения пунктов контроля за загрязнением атмосферного воздуха и питьевой воды в городах и населенных пунктах;
- использовать любые возможности по внедрению в мониторинг за загрязнением атмосферного воздуха программ, позволяющих получать среднесуточные концентрации;
- выполнить анализ по сравнительной оценке истинных среднесуточных концентраций и таковых, получаемых за счет кратковременных отборов несколько раз в сутки;
- проводить анализ по сравнительной оценке среднегодовых концентраций, полученных по разным программам наблюдений (полной, скользящему графику, неполной);
- при оценке влияния водного фактора на здоровье следует максимально учитывать реальные объемы водопотребления, а также экспозицию за счет водных процедур;
- с учетом рабочих программ производственного контроля за качеством питьевой воды систематически исследовать вещества, являющиеся наиболее вероятными факторами риска для здоровья населения, в т. ч. находящиеся в воде системы горячего водоснабжения.