Переломы ключиц чаще возникают в III фазе травмы и связаны со сгибанием кости, наступающим в момент падения человека на вытянутую руку или плечо. Переломы позвоночника, как и переломы ключиц, встречаются редко. Они возникают либо от непосредственного удара частями машины по спине (I фаза), либо в результате чрезмерного сгибания или разгибания позвоночного столба, чаще в шейном или грудном отделах (I и II фаза). При чрезмерном сгибании или разгибании позвоночного столба чаще повреждаются связки и межпозвоночные диски шейных позвонков.
Переломы костей таза возникают либо на I фазе травмы от удара частями автомобиля, либо на III фазе в результате удара тела о дорогу. Характер и локализация переломов костей таза находятся в прямой зависимости от силы и направления удара, а также особенностей анатомического их строения. Они могут быть прямыми и непрямыми, изолированными и реже – комбинированными, закрытыми и в исключительных случаях – открытыми.
При ударе частями автомобиля по передней поверхности тела у пешехода часто происходят переломы костей переднего отдела тазового кольца в области горизонтальных ветвей лобковых или восходящих ветвей седалищных костей. По своему характеру эти переломы закрытые, косые или оскольчатые, располагаются в переднем отделе тазового кольца с одной стороны или одновременно с обеих сторон.
В случае приложения силы в боковом направлении – удар частями машины в область большого вертела бедра или гребня подвздошной кости, возникают односторонние переломы таза. Это либо краевые и центральные оскольчатые переломы костей, образующих вертлужную впадину, либо различные поперечнокосые переломы крыла подвздошной кости. По своему характеру они закрытые, могут быть неполными или отрывными. Переломы таза всегда сопровождаются значительными кровоизлияниями в мышцы и околотазовую клетчатку, а нередко и повреждениями тазовых органов.
Среди переломов костей нижних конечностей у пешеходов преобладают повреждения бедренных костей, которые чаще располагаются в средней и нижней третях и причиняются главным образом бампером грузового автомобиля. Локализация переломов костей нижних конечностей зависит от соотношения высоты отдельных частей машины и роста пешехода.
Переломы бедра и костей голени, как правило, возникают в I фазе происшествия. Они происходят либо в результате резкого однократного толчка от действия травмирующей силы, приложенной в поперечном направлении к оси кости (при этом происходит сдвиг костных частиц), либо в результате давления этой силы, вызывающей сгибание кости. Механизм разрушения кости зависит также от быстроты и продолжительности столкновения, массы и направления действия травмирующего предмета, положения конечности.
В I фазе тангенциального столкновения могут возникать винтообразные переломы бедра и большеберцовой кости в нижней трети. Эти переломы образуются вследствие вращения туловища при неподвижной фиксированной конечности. В последующих фазах травмы переломы костей нижних конечностей исключительно редки. В III фазе могут возникать переломы лодыжек, пяточных костей, а также других костей стопы.[7]