Наиболее частым видом автомобильной травмы является травма от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом. Эту травму в основном получают пешеходы, двигающиеся по дороге или переходящие ее.[3]
Механизм данной травмы зависит от следующих факторов: вида автомобиля, особенностей его конструкции, формы и уровня частей, приходящих в соприкосновение с телом человека, скорости движения и массы автомобиля, сопротивляемости тканей, характера покрытия пути, на которое падает пешеход и др.
Следует различать три варианта столкновения автомобиля с пешеходом: столкновение пешехода с передней, с боковой и с задней поверхностью автомобиля. В первом варианте имеются две возможности столкновения: а) со средней частью передней поверхности автомобиля – фронтальное столкновение, и б) с краем передней поверхности машины – переднекраевое столкновение.
В зависимости от вида автомобиля и варианта столкновения механизм травмы может состоять из трех или четырех фаз. Первая фаза характеризуется столкновением частей движущегося автомобиля с пешеходом, вторая – падением пешехода на автомобиль, третья – отбрасыванием его на землю, и четвертая – скольжением тела по поверхности дороги. В первой фазе возникают повреждения от удара автомобилем и значительного общего сотрясения тела, вызванного этим ударом, во второй – от вторичного удара об автомобиль и сотрясения, в третьей – от сотрясения и удара о покрытие дороги и в четвертой – от трения о покрытие дороги.[4]
При фронтальном столкновении с передней поверхностью автомобиля пешеход получает удар наиболее выступающими частями машины – бампером, фарой и т.д. (I фаза). Вследствие того, что первоначальный удар при столкновении с легковым автомобилем в большинстве случаев наносится по области тела, расположенной в отдалении от центра тяжести (на уровне голеней), жертва после первичного удара падает на капот автомобиля (II фаза). Иногда удар наносится по области, расположенной вблизи центра тяжести (крылом, радиатором по бедру или тазу). В этих случаях скорость движения машины передается жертве, в результате чего тело ее получает поступательное движение, отбрасывается вперед, пролетает некоторое расстояние в воздухе, а затем падает и ударяется о покрытие дороги (III фаза). При фронтальном столкновении грузового автомобиля, автобуса или троллейбуса удар наносится по области тела, расположенной в непосредственно близости или выше центра тяжести. Особенности конструкции передней поверхности указанных машин исключают возможность падения жертвы на автомобиль, – следовательно, II фаза не наблюдается. В ряде случаев после падения пострадавшего на покрытие дороги тело в силу инерции некоторое расстояние скользит по дороге (IV фаза).
Столкновение пешехода с боковой поверхностью автомобиля называется тангенциальным столкновением. При этом удар может наноситься передней частью боковой поверхности автомобиля (боковой стороной крыла, подножкой) или средней и задней его частью. В первом случае механизм травмы сходен с механизмом фронтально-краевого столкновения, т.е. состоит из 4 фаз. Во втором имеют место 3 фазы: столкновение пешехода с боковой поверхностью машины, отбрасывание жертвы и падение на землю и скольжение жертвы по покрытию дороги.
Столкновение пешехода с задней поверхностью автомобиля при движении его задним ходом встречается редко. Механизм травмы при этом зависит не только от скорости движения, которая в таких случаях невысокая, но главным образом от высоты расположения и формы частей задней поверхности машины, пришедших в соприкосновение с телом человека. Если части задней поверхности машины располагаются на высоте, соответствующей центру тяжести тела человека или выше него, после удара выступающими частями машины, приложенного в двух точках (при ударе легковой машиной на уровне голеней и таза, при ударе грузовой – на уровне головы и туловища), тело жертвы отбрасывается назад, падает на грунт и в ряде случаев скользит по нему. В случае, когда выступающие части на задней поверхности машины расположены на высоте нижу уровня центра тяжести, то после первичного удара (I фаза) тело падает на машину (II фаза). Далее тело сползает с автомобиля и падает на грунт (III фаза). Скольжение по грунту при этом варианте почти не наблюдается.
Характеристика повреждений.
Характер и локализация повреждений мягких тканей весьма разнообразны и зависят от фазы и механизма травмы, а также вида автомобиля. В I фазе фронтального столкновения повреждения могут причиняться бампером, крылом, фарой и другими частями. Внешне эти повреждения проявляются в виде ссадин, кровоподтеков, реже – ран. Они располагаются либо в верхней трети голени, либо на разных уровнях бедра. Кровоподтеки - это различные по интенсивности и по происхождению скопления крови в толще ткани или в промежутках между ними, когда сосуд разрывается, и кровь изливается в окружающую ткань. Ранами называются механические повреждения мягких тканей с нарушением целостности покровов кожи.