На рентгеновских снимках подтверждается наличие многоплоскостной асимметрии костей таза.
КТ и ЯМРТ подтвердили наличие асимметрии костно-мышечного компонента.
Электромиографическое исследование подтвердило нарушение биоэлектрической проводимости мышц бедра и спины.
Электроэнцефалография определила наличие замкнутых очагов возбуждения в коре головного мозга.
Девочке проведен курс лечения асимметрии таза по третьему методу лечения по схеме:
· симметричная лечебная гимнастика 1 раз в день в течение 30 минут 15 дней;
· классический массаж мышц спины, ягодиц, нижних конечностей, живота – 15 процедур каждые три месяца;
· грязелечение на область таза и спины – 10 процедур;
· водолечение, рассоловые ванны по 10 процедур четыре раза в год;
· физиолечение, электростимуляция длинных мышц спины – 12 процедур.
На фоне лечебной гимнастики проведен курс мануальной терапии с применением ПИР – 7 процедур.
После 5 дней лечения относительное укорочение конечности уменьшилось на 0.5 см. На 15-й день от начала лечения на электроэнцефалограмме отсутствуют очаги патологического возбуждения, длина конечностей одинаковая.
В течение 6 месяцев больная занималась лечебной гимнастикой.
На рентгенограмме признаков асимметрии таза нет.
КТ и ЯМР подтверждают наличие выравнивания костно-мышечных структур.
Рекомендовано ежедневное занятие лечебной физкультуры по симметричной методике, проведение классического массажа по 10–15 процедур каждые три месяца до полного закрытия зон роста.
Результаты трехлетнего наблюдения показали, что симметричное расположение костных ориентиров сохранилось. В течение трех лет отмечена стойкая положительная динамика.
Как видно из практики, в последние годы все большее распространение при лечении опорно-двигательного аппарата получает мануальная терапия с применением ПИР.
Принимая во внимание тот факт, что у больных, имеющих поражение тазового компонента, наблюдается нарушение биомеханических свойств костно-мышечной системы предпочтительно проводить нетравматичные современные методы лечения. К таким методам относятся: лечебная гимнастика, классический массаж, физиолечение, грязелечение, которые зарекомендовали себя не только как активные лечебные процедуры, но и как стимуляторы обменных процессов и средства против гиподинамии детей-школьников.