Для сбора общих данных и составления социокультурной репродуктивной характеристики была использована карта опроса, составленная Н.Л. Мамышевой, Н.В. Слободской, А.М. Уразаевым.
В карте использовались вопросы о возрасте, семейном, профессиональном статусе женщин, неделе беременности и возможности ее сохранения, о родительской семье, зависимости женщины от родителей, мужа, данные о здоровье. Карта опроса представлена в приложении.
Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.А. Ханина»
Методика позволяет определить уровень тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Личностная тревожность дает представление о склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрозу своему «Я» и реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревожности.
Реактивная тревожность является ситуативной и характеризуется субъективно неприятными эмоциями напряжения, беспокойства.
Шкала реактивной и личностной тревожности имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения того или иного вида тревожности. В каждой шкале содержится 20 вопросов.
По значению в баллах, полученному для реактивной тревожности открывается возможность оценки параметра реактивной личности в плане включенности, погруженности в деятельность в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. Балльное значение показывает активность личности в плане ее характерологических свойств. Возможная сумма баллов от 20 до 80. Низкий уровень тревожности соответствует 20-30 баллам, средний — 31-45 баллам, высокий показатель 46 и более баллов.
Методика «Характерологический опросник К Леонгарда-Г. Шмишека»
Методика предназначена для выявления акцентуаций характера. В основе акцентуаций лежит сфера направленности личности, интересов и склонностей. Сфера интеллекта и ассоциаций, сфера чувств и воли. Тест представлен 88 вопросами, на которые должен ответить испытуемый. 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Согласие с утверждением выражается знаком «+» («да»), несогласие — «-» («нет»). Минимальное значение каждой шалы опросника 0 баллов, максимальное — 24 балла. Значение более 12 баллов соответствует акцентуации.
Шкалы опросника
1. Гипертимный тип: высокие оценки по этой шкале говорят о повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
2. Возбудимый тип: таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
З. Эмотивный тип: чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
4. Педантичный тип: высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.
5. Тревожный тип: основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
6. Циклотимный тип: высокие оценки по этой шкале говорят о смене гипертимных и дистимных фаз.
7. Демонстративный тип: высокие оценки говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.
8. Неуравновешенный тип: характеризуется стойкостью аффектов и, в то же самое время, — их спонтанностью, что приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием».
9. Дистимный тип: характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.
10. Экзальтированный тип: лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.
Мотивационный профиль личности (В.Э. Мильман).
Методика В.Э. Мильмана основана на выделении автором максимально обобщенной побудительной типологии, в которой реальность разделяется на 2 противоположные части. Эти побудительные факторы можно назвать функциональными тенденциями. Методика предназначена для тестирования мотивационной структуры у студентов, учащихся, работающих взрослых (некоторые несовпадения в терминологии мы объяснили в первой главе). Тест состоит из 14 групп утверждений. Каждая из них разделяется на 8 альтернативных пунктов (а, б, в, г, д, е, ж, з). Испытуемый должен выразить свое отношение к каждому из них по пятибалльной системе. Суммарные диагностические оценки относятся собственно к мотивационным шкалам, составляющим мотивационный профиль личности, и двум шкала эмоционального поведения, составляющим эмоциональный профиль. Шкалы мотивационного профиля:
П — поддержания жизнеобеспечения;
К — комфорт;
С — социальный статус;
О — общение;
Д — общая активность;
ДР — творческая активность;
ОД — общественная полезность.
Существуют еще 2 шкалы — общежитейская и рабочая, представляющие соответствующие сферы жизни.
Шкала коррекции представлена вопросами, которые требуют подробного ответа. Если человек этого не делает, то количество баллов по данному вопросу уменьшается от 3 и 2 баллов до 1 и 0 баллов. На основе результатов теста строится профиль. Автор выделяет 5 мотивационных профилей: