В классическом психоанализе все еще более просто. По мнению З. Фрейда важнейшим фактором, оказывающим влияние на жизнь и развитие женщины, является отсутствие у нее пениса. Желание иметь ребенка мужского пола — наследник желания иметь пенис. Счастье в период беременности объясняется как символическое удовлетворение его обладанием. Разнообразные нарушения взаимоотношений между мужчиной и женщиной есть конечный результат все той же проблемы [44].
На основе теории Фрейда, Элен Дейч было разработано положение о мазохизме как основной силе духовной жизни женщины. В этом случае беременность рассматривается, как нечто способное давать мазохистское удовлетворение невротическим женщинам.
По мнению К. Хорни такое представление о женщине и ее роли в обществе вырабатывалось годами. Общество создало среду (семью), где женщина может полностью реализовать себя. Единственными вратами к счастью становились отношения между мужчиной и женщиной и детьми. Любовь представала в виде реальной ценности, сравнимой с деятельностью мужчин, которая относится к зарабатыванию денег [33]. Таким образом, мы видим, что отношение к беременности и всем ее проявлениям кроется в нашей культуре, нашем обществе. Поэтому на женщину, решившуюся сделать аборт, оказывается колоссальное давление извне, и далеко не всегда учитываются те факторы, которые привели ее к этому решению.
Исследования В.И. Брутмана и И.С. Радионова (1997) показали наличие 2 психологических статусов женщин с нежелательной беременностью:
1 Женщина чувствует себя хорошо, но появляется некоторая невключенность в происходящее, безразличие или эйфория.
2. Устойчивый негативный депрессивный фон настроения, желание избавиться от плода реально и в фантазиях.
Ни в первом, ни во втором случае не происходит формирование образа ребенка у матери. Фантазии матери, в которых она прерывает беременность, могут нарушить диаду «мать-дитя». В первом триместре беременности это единство матери и ребенка очень хрупко, поскольку новое для женщины состояние приносит радость, оптимизм, надежду, а с другой стороны настороженное ожидание, страх, печаль. Единство это зарождается тогда, когда женщина вынуждена принимать решение сохранить или прервать беременность.
Любая беременность является точкой в поиске женской идентичности, и из этой точки нет возврата, независимо то того рождается ли ребенок или случается выкидыш или аборт. Два последних исхода могут коренным образом повлиять на всю жизнь женщины. Все дело в том, сможет ли женщина взять на себя ответственность за маленькое существо, отодвинув назад многие свои желания и потребности. Иначе существующие потребности просто вытеснят мотив деторождения. Беременность всегда является новой ступенью в развитии личности, и у каждой женщины возможность подняться на эту ступень возникает в разном возрасте.
Аборт искусственный — это операция прерывания беременности в условиях специализированных медицинских учреждений. Аборт легализован в России с 1920 года, и, не смотря на развитие медицины, остается одним из главных средств регуляции рождаемости. Он наносит непоправимый вред психическому и репродуктивному здоровью. Последствия аборта могут быть самыми разными. По данным ВОЗ последствия аборта разделяют: на ранние и отдаленные. Ранние — те, которые наступают непосредственно сразу после операции аборта или во время нее (перфорация матки, кровотечение, неполное удаление плодного яйца, травмы шейки матки, инфицирование органов малого таза, осложнения со стороны психического состояния, реакция на анестезию).
Отдаленные последствия очень разнообразны и опасны (воспаление матки, гибель плода при последующих беременностях, увеличение в 1,5 раза смертности женщин в пренатальном периоде после абортов, если у женщины первая беременность закончилась абортом, слабость родовой деятельности, повышение опасности внематочной беременности).