Несмотря на многие достижения и победы, общие итоги царствования Ивана Грозного были печальными. Бесконечные войны, опричнина, массовые казни привели к невиданному хозяйственному упадку. По всей стране стояли заброшенные деревни и села. Пашни зарастали лесом и бурьяном. Многие крестьяне, спасаясь от непомерных податей, произвола властей и помещиков, бежали на юг, в Поволжье, где становились казаками. Стремясь не допустить окончательного разорения помещичьих хозяйств, Иван Грозный в 1581 г. издал указ о введении в некоторых районах страны заповедных лет (запрет). В эти годы заключались переходы крестьян от одного земледельца к другому в Юрьев день. Введение «заповедных лет» еще более закабаляло крестьян, усиливало их зависимость от землевладельцев, вело к формированию крепостного права.

Разгром родовых боярских вотчин, раскол на опричников и земских привели к существенным изменениям в высших слоях общества. Боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя. Напротив, люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли. Опричники получили преимущество и в продвижении по службе.

Установление опричнины способствовало утверждению неограниченной власти царя. Реформы, проведенные Иваном Грозным были направлены на централизацию страны. Правители стремились достичь согласия между интересами государства и интересами населения.

Итогом царствования Ивана Грозного стал хозяйственный упадок страны и резкое ухудшение положения ее населения.

Трагически заканчивался и жизненный путь самого царя. Жестокий, болезненно подозрительный и вспыльчивый, Иван IV в припадке гнева в ноябре 1581 г. убил своего сына и наследника престола царевича Ивана. Царевич был сподвижником отца, во многом походил на него, он не боялся говорить отцу правду. Иван Васильевич тяжело переживал смерть любимого сына. В 1584 г. он умер, оставив разоренную страну и неподготовленного к управлению великой державой, тихого и набожного сына Федора.

Ивана IV до настоящего времени называют Грозным, так же, как и его грозного деда Иоанна III. Это имя звучит скорее в похвалу, чем в укоризну. Поистине, «история злопамятнее народа».