Стандарты качества включают три компонента: стандарт обследования, стандарт лечения и стандарт состояния больного, закончившего лечение.
Методика оценки выполнения стандартов качества в ЛПУ основана на вычислении уровня качества. Он определяется путем оценки отклонений от СК. Это дает возможность непосредственно увязать УК с размером материального стимулирования. Заметим, что оценка уровня качества выполнения стандартов входит в число показателей результативности (ПР) модели конечных результатов. Методика включает определение показателей качества работы врачей: уровня качества лечения (УКЛ) и уровня качества диспансеризации (УКД).
Экспертным путем (на первой ступени контроля - заведующим отделением) производится оценка набора мероприятий (OHM), т.е. объема обследования и лечения пациентов с учетом установленных требований. Отдельно дается экспертная оценка качества (ОК), в ходе которой определяется состояние больного при выписке из стационара или при проведении (завершении этапа) диспансеризации в поликлинике.
Общая оценка уровня качества и лечения, и диспансеризации вычисляется по формуле:
ОНМ+ОК
У К = ————————
2
Схема организации контроля качества медицинской помощи предполагает определение ступени контроля, решение вопроса, при какой структуре ЛПУ или органе управления создается. Это будет один эксперт или комиссия. Определяется периодичность работы, объем контроля (источник информации), объем выборки для контроля, параметры оценки.
Методика контроля качества оказания медицинской помощи предполагает определение уровней медицинской помощи (врач-больной, структурное подразделение учреждения (отделение), ЛПУ, территориальное медицинское объединение (ТМО)), а также ступеней контроля (1-я - зав. структурным подразделением, 11-ая - зам. главного врача ЛПУ по лечебным вопросам, 111-я - экспертная комиссия ЛПУ, IV-я - экспертная комиссия при городском управлении здравоохранения или при ТМО, V-я - экспертная комиссия при управлении здравоохранения).
Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Социально-гигиеническое воспитание - часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование здорового образа жизни и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия.
Имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращения знаний в навыки, чтобы обеспечить в труде и быту выполнение санитарных и гигиенических норм и правил совершенствования и укрепления индивидуального и общественного здоровья.
Определяя направление этой работы, мы говорим не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании. Обучение означает выработку умений, навыков как предпосылок правильного гигиенического поведения. Воспитание же - это выработка убеждений, взглядов, свойств характера как действующей силы этого поведения.
Конечными целями медико-гигиенического обучения и воспитания населения является улучшение здоровья населения, повышение с тарно-эпидемиологического благополучия региона, коррекция основ факторов риска заболевания.
Основными задачами медико-гигиенического обучения и воспитания населения являются: гигиеническое воспитание населения, популяризация достижений медицинской науки, пропаганда здорового образа, жизни.
Принципы медико-гигиенического обучения и воспитания населения: общедоступность, массовость, научность, воспитательный характер.