В организации работы медицинского подразделения определяющая роль отводится старшей сестре. Медицинским сестрам-руководителям приходится принимать решения в условиях крайней нестабильности, постоянного дефицита всех видов ресурсов. Для успешного выполнения этих задач недостаточно знаний лишь своей узкой компетенции.
Старшей сестре необходимо знать цели и задачи ОРИТ, содержание документов и материалов, используемых в работе, нормативы финансового обеспечения отделения (сметы, стоимость отдельных видов медицинских услуг, учет материальных ценностей).
Основными функциями в деятельности сестры-организатора являются: планирование, организация, мотивация, контроль.
Планирование помогает любому руководителю определить цели и задачи предстоящей работы. Это дает возможность наиболее рационально распределить рабочее время, ресурсы и материальные затраты. Можно верить или не верить в планирование, но избежать его в полном смысле этого понятия никому не удается. Отсюда альтернатива: планировать самому или быть планируемым. Не экономьте времени на планирование: сберегайте его, планируя свою работу.
«Каждая сестра-руководитель должна иметь информационную папку о своей деятельности, где должны находиться функциональные обязанности, план работы на год (месяц), список сотрудников отделений с указанием необходимых данных, график отпусков, план занятий по повышению квалификации сотрудников и др. В ЛПУ должна вестись документация единой формы, четко, разборчиво и аккуратно.
Большое значение в работе сестринского персонала любого уровня отводится правильной организации труда, куда относится организация рабочего места, эффективное распределение персонала по рабочим точкам, создание творческой и доброжелательной атмосферы в коллективе. Для этого необходимо иметь достаточное количество помещений , отвечающих требованиям проводимых в них мероприятий. Помещения не должны быть загромождены лишней мебелью и аппаратурой, поскольку все неодушевленные предметы могут двигаться в достаточной степени, чтобы оказаться на вашем пути. Рабочие места необходимо оборудовать в зависимости от характера деятельности выполняемой работы. Необходимо иметь пакеты всех нормативных документов, касающихся работы отделения (должностные инструкции, приказы по санитарному режиму, отраслевые стандарты).
Мотивация профессиональной деятельности персонала – одна из самых актуальных проблем современного здравоохранения. Для мотивирования необходимы различные подходы:
· Побуждение персонала к активной деятельности с помощью материального и морального стимулирования - начисление премий, продвижение по служебной лестнице, дополнительный отпуск и т.п.
· Формирование внутренних (психологических) побуждений к труду, интереса к работе, творческого подхода, самоуважения с помощью создания соответствующих условий работы – компьютеризация, красивая и качественная спецодежда, изготовление визиток.
Каждая проделанная работа требует проверки и оценки результатов, этот процесс называется контролем. Контроль бывает предварительным, текущим и заключительным.
Сестра-руководитель занимается подбором и расстановкой кадров, проводит воспитательную работу со средним и младшим медицинским персоналом. Расставлять медицинских сестер по рабочим местам необходимо так, чтобы выполняемая работа удовлетворяла исполнителя, чтобы каждый чувствовал себя на своем месте и мог наиболее полно проявить себя.
Для дальнейшего повышения качества медицинского обслуживания граждан приказом Министерства здравоохранения СССР № 654 от 13.07.77 г. была введена аттестация медицинских сестер. Работа по повышению квалификации медсестер является важным звеном в деятельности сестры-руководителя. Поэтому в её обязанности входит: организация систематической учебы среднего медперсонала, организация учебно-производственной практики, создание оптимальных условий для сестринской деятельности и реализации творческих способностей специалистов (научные исследования, публикации в периодической печати)».[7]